Психика как объект психологии
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу «Общая психология»для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения
Донецк 2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Социально-гуманитарный факультет Кафедра психологии
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу «Общая психология»для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры психологии Протокол № 1
от «_01_» _сентября_ 2017 г. _
Донецк 2017
Лекции по дисциплине «Общая психология» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование образовательного уровня бакалавриат ориентированы на формирование у студентов общих представлений и навыков в сфере основных психических явлений: психических процессов, состояний и свойств личности.
Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально- психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.
Лекции составлены на кафедре психологии ДОНПИ Составитель:
Зав. кафедрой психологии
канд. психол. наук Е.В. Новикова
© Донецкий педагогический институт, 2017
ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ
План:
1. Понятие «Психика», ее особенности и механизмы.
2. Основные формы проявления психики человека.
3. Этапы развития психики.
Психология – наука о человеке.
Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).
Объект психологии – психика.
Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов. Психические явления – субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.
Понятие «Психика», ее особенности и механизмы
Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Основные функции психики:
1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);
2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);
3. сохранение целостности организма.
Особенности психики
1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);
2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);
3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);
4. в процессе активной деятельности психика постоянно
совершенствуется и развивается.
Механизмы психики
Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.
Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.
Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.
Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.
Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.
Этапы развития психики
А) в филогенезе– историческое развитие психики (эволюция психики).
Б) в онтогенезе– процесс развития индивидуального организма (развитие психики человека от зачатия до смерти).
СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ | Высокоразвитая ЦНС. Сознание. Пример: Человек. |
Наивысший уровень. ЦНС (головной и спинной мозг). Зачатки наглядно- действенного мышления. Способность к установлению причинно-следственных связей; исследовательских форм поведения. Условные рефлексы. Пример: обезьяны, собаки, кошки. | |
Высший уровень. Усложненная трубчатая НС. Элементарные формы мышления. Образная память. Способность к научению. Пример: птицы, некоторые млекопитающие. | |
Низший уровень Трубчатая НС. Появляется восприятие. Двигательная память. Преобладают инстинктивные формы поведения. Пример: рыбы, пауки, насекомые | |
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ | |
Высший уровень. Ганглиевая НС (цепочная и узловая). Ощущения. Элементарные условные рефлексы. Наличие «памяти». Пример: кольчатые черви. | |
Низший уровень. Диффузная НС. Развита раздражительность. Примитивные элементы чувствительности. Способность к ощущениям. Пример: амеба, инфузория туфелька. |
7
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
План:
1. Понятие «Сознание».
2. Психологические характеристики Сознания.
3. Структура Сознания.
4. Функции Сознания
Сознание– высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
Многие ученые считают, что Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Ряд исследователей предполагает, что животные тоже обладают сознанием. Этот вопрос остается открытым и по сей день.
Уровень развития сознания человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и самому себе.
Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (в процессе онтогенеза).
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
Структура Сознания
Артур Владимирович Петровский выделяет следующую структуру сознания.
Функции сознания
Основная функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознании человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Людмила Дмитриевна Столяренко выделяет следующие функции сознания личности.
Рефле ксия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
В качестве объекта рефлексии может выступать:
1) отражение мира,
2) мышление о нем,
3) способы регуляции человеком своего поведения,
4) сами процессы рефлексии,
5) свое личное сознание.
САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
План:
1. Понятие «Самосознание».
2. Критерии Самосознания.
3. Структура Самосознания.
4. Самооценка личности.
Понятие «Самосознание»
Венцом развития сознания является самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Сознание и самосознание взаимообусловлены: чем выше уровень сознания человека, тем выше уровень его самосознания, и наоборот. С расширением представления человека о внешнем мире, расширяется его самосознание.
Самосознание – осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.
Развитие самосознания человека проявляется в: самонаблюдении; критическом отношении к самому себе; оценке своих положительных и негативных качеств; ответственности за свои поступки.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением осебе, «Я-образом» («Я концепцией»).
Методика: тест «Кто Я» (М.Кун).
Обладая сознанием, человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свой «Я-образ», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в этом обществе.
«Я-образ» является ядром системы саморегуляции человека. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет
через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П.Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания – левым полушарием.
Критерии самосознания
1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2. осознание своей активности – «Я управляю собой»;
3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
Структура самосознания
В структуре самосознания можно выделить:
· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
· осознание своих реальных и желаемых качеств («Я-реальное» и «Я- идеальное»);
· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
· эмоциональное, чувственное представление о себе («Я как чувственный объект»).
Алексей Александрович Бодалёв подчеркивает, что в самосознании («Я-образе») можно выделить два аспекта:
1. самопознание/знание о себе (интеллектуальный аспект познания себя);
2. самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Алексей Александрович Бодалёв указывает, что в ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представления о себе – его «Я концепцию». Знания о себе самом небезразличны человеку: то, что в ним раскрывается оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Ученый говорит о том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью.
сферам проявления человека. Такие исследователи, как У.Джеймс, К.Роджерс, М.Розенберг и многие другие, выделили различные формы представлений о себе, дифференцированные
либо по сфере проявления человека («социальное Я», «духовное Я»,
«физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и т.д.), либо как реальность и идеал («реальное Я» и «идеальное Я»),
либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному признаку.
Самооценка личности
Существенной стороной самосознания является самооценка.
Самооценка– это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств, места среди других людей.
Виды самооценок:
1. адекватная (человек адекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей;
2. неадекватная (человек неадекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей):
а) завышенная (человек завышает свои возможности, способности, переоценивает свои позитивные качества, ставит себя выше других людей);
б) заниженная (человек занижает свои возможности, способности, недооценивает свои позитивные качества, видит в себе много недостатков, ставит себя ниже других людей).
Самооценка порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.
ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ
План:
1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.
2. Виды ощущений
3. Свойства ощущений
4. Чувствительность анализатора и порог чувствительности
Виды ощущений
Критерий | Виды ощущений |
По модальности (по виду) раздражителя | Зрительные (ощущения тона и т.д.) |
Слуховые (ощущения звуков) | |
Обонятельные (ощущение запахов) | |
Вкусовые (ощущение вкуса) | |
Осязательные (ощущение прикосновения) | |
По наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения | Контактные (ощущения, которые получаются при непосредственном контакте рецептора с раздражителем; например: вкусовые, тактильные) |
Дистантные (ощущения, которые получаются при взаимодействии рецептора с раздражителем на расстоянии; например: зрительные, слуховые, обонятельные) | |
По месту расположения рецепторов | Экстероцептивные (ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира; рецепторы расположены на поверхности тела; например, зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.) |
Интероцептивные (ощущения, поступающие из внутренних органов, сигнализируют о внутреннем состоянии организма, о состоянии внутренних органов; например, органические ощущения, ощущения боли) | |
Проприоцептивные (ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении в пространстве; например, ощущение положения опорно- двигательного аппарата, ощущение равновесия, ощущение движения) | |
По ощущению температуры | Температурные ощущения |
По связи с органическими потребностями | Органические ощущения (связаны с различными органическими потребностями; например, ощущение голода, жажды и т.д.) |
Свойства ощущений
Каждый вид ощущений возникает и функционирует соответственно своим закономерностям. Однако, есть общие свойства, которыми обладают все виды ощущений.
· Качество– особенность, отличающая одно ощущение от других. Качество ощущений вызывается специфическими видами раздражителей, поступающих извне в органы чувств. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
· Интенсивность– сила проявления ощущения. Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, который их вызывает.
· Длительность– время действия ощущения.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
План:
1. Понятие о восприятии.
Физиологическая основа восприятия.
2. Свойства восприятия.
3. Виды восприятия.
4. Иллюзии восприятия.
5. Восприятие и личность.
Понятие о восприятии
ВОСПРИЯТИЕ– познавательный психический процесс – отражение психикой целостного образапредметов, ситуаций и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется целостный образ предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.
Восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения, слуха и т.д. При этом одна модальность является ведущей, а другие – вспомогательными. Например, воспринимая лимон (видя лимон), мы объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяем к ним наши знания о нем.
Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Восприятие вне ощущений не бывает. Однако образ восприятие не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другимипсихическими процессами человека. Восприятие человека связано с вниманием, памятью, мышлением (поиска ответа на вопрос «Что это такое?»), речью (слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории), с чувствами человека (мы проявляем свое отношение к объектам, которые воспринимаем).
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность. Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: поиск объекта; выделение наиболее характерных его признаков; опознание объекта (т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений).
Физиологическая основа восприятия. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность анализаторного комплекса нервных связей.
Свойства восприятия
Свойства восприятия | Характеристика свойства |
Предметность | Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия проявляется в соотнесении знаний о предметах с самими предметами как носителями определенной информации. Например, «стол» (понимаем его значение, функцию и т.д.). |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Например, стол: деревянный, ножки, функция и т.д.; человека воспринимаем целостно (потом можем рассматривать определенные характеристики). |
Структурность | Восприятие не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, слово состоит из букв, имеет корень и т.д. |
Константность | Относительное постоянство образов предметов (постоянство формы, цвета, величины и т.д.) при изменении условий их восприятия. Например, машина или человек вдали воспринимается как большой объект. |
Осмысленность | Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Например, видя человека, мы понимаем, что он живой и т.д. |
Активность (избирательность) | Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может всех их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Фигура – наиболее важная и значимая информация в данный момент для человека. Фон – остальная информация. Соотношение фигуры и фона – это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Пример, рисунок с двойственным изображением. |
Виды восприятия
Критерий | Виды восприятия |
В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности (по основной модальности / по сенсорным особенностям) | Зрительное восприятие (зрительные образы предметов) |
Слуховое восприятие (слуховые образы) | |
Обонятельное восприятие (обонятельные образы) | |
Вкусовое восприятие (вкусовые образы) | |
Осязательное восприятие (осязательные образы) | |
По форме существования материи(в зависимости от сложности объектов, которые воспринимаются / восприятие по содержанию) | Восприятие пространства (происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов; это восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов, глубины, рельефа и т.д.) |
Восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий). Специального органа для восприятия времени нет; в восприятии времени берут участие все анализаторы. | |
Восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов; отражение изменения предметов в пространстве) | |
По отношению к психической жизни | Интеллектуальное восприятие (восприятие научных знаний, т.е. восприятие содержания, понимания понятий и терминов и т.д.) |
Эмоциональное восприятие (эмоциональное восприятие явления или события / восприятие эмоций) | |
Эстетическое восприятие (восприятие прекрасного) | |
По наличию или отсутствию цели | Произвольное восприятие |
Непроизвольное восприятие |
Иллюзии восприятия
Восприятие предметов и явлений окружающего мира может быть ошибочным.
Иллюзии восприятии – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.
Например, карандаш, погруженный в стакан с водой, кажется нам изогнутым. Восприятие интересного вызывает иллюзию ускоренного хода времени, а восприятие неинтересного, неприятного, вынужденное ожидание создает иллюзию его замедления.
Восприятие и личность
«Мир всегда одинаков, воспринимаем мы его по-разному»
Михаил Пришвин
При восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека.
Апперцепция– зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека (от прошлого опыта, запаса знаний, мотивов деятельности, интересов, установок, эмоций и общей направленности личности).
Наши установки влияют на то, как мы воспринимаем объекты. Например, портрет молодой женщины и старухи.
ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ
План:
1. Понятие о памяти: психологический анализ.
2. Теории памяти.
3. Виды памяти.
4. Запоминание и его виды.
5. Воспроизведение и его виды.
6. Забывание и его причины.
7. Индивидуальные особенности памяти.
Теории памяти
Ассоцианистическая теория
Одним из феноменов (механизмов) памяти являются ассоциации, что означает связь, объединение. По И.П.Павлову, ассоциации – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Согласно теории ассоциаций, если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуются ассоциативная связь, и повторное появления какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов. В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на три типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.
Ассоциация по смежности — это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени (смежность во времени), или находящихся рядом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве). Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
Ассоциация по сходству имеет место в тех случаях, когда в мозгу отражаются связи между предметами, похожими между собой в определенном отношении. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
Ассоциация по контрасту возникает при отражении в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (например, высокий — низкий, быстрый — медленный, веселый — грустный и т.п.). Например, представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Особый вид ассоциаций — порожденные потребностями познавательной деятельности и жизни человека причинно-следственные ассоциации. Они отражают не только совпадение раздражителей во времени и пространстве, их сходство и отличия, но и причинные зависимости между ними. Причинно-следственные ассоциации являются основаниями для мыслительных и логических построений.
Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени.
Виды памяти
Критерий | Виды памяти |
Образная память (запоминание образов конкретных предметов, | |
явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и | |
отношений). | |
В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются | |
объекты при их запоминании, образная память бывает: | |
· зрительной, | |
· слуховой, | |
В зависимости от того, что | · тактильной (осязательной), · обонятельной, |
запоминается и воссоздается (т.е. в зависимости от материала, который запоминается) | · вкусовой |
Словесно-логическая память (запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают предметы и явления в их существенных связях и отношениях), т.е. запоминание слов в логической последовательности. | |
Двигательная память (запоминание и воспроизведение | |
человеком своих движений). Проявляется она в разных видах | |
игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях | |
художника, балерины, машинистки и т.п. Она является основанием | |
создания различных умений и навыков, освоения устного и | |
письменного языка. | |
Эмоциональная память (запоминание и воспроизведение | |
человеком своих эмоций и чувств). Запоминаются не только сами | |
по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их | |
вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при | |
воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее. | |
Кратковременная память (память, которая характеризуется | |
быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и | |
По продолжительности удержания материала | непродолжительным хранением). |
Долговременная память (длительное сохранение информации и последующее использование ее в деятельности). | |
Оперативная память (память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для | |
использования в текущей деятельности). | |
Например, удержание в уме промежуточных результатов при | |
выполнении сложных вычислительных действий. Выполнив свою | |
функцию, информация может забываться. | |
В зависимости от наличия или отсутствия цели | Непроизвольная (мы что-то запоминаем и воссоздаем, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или воспроизвести) |
Произвольная (когда есть цель что-то запомнить или припомнить) |
Запоминание и его виды
Запоминание– психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Основанием запоминания является создание и закрепление временных нервных связей.
В зависимости от характера процесса запоминаниязапоминание бывает непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Все, что эмоционально сильно на нас влияет, запоминается независимо от нашего намерения запомнить. Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все интересное запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании более продолжительное время, чем неинтересное.
Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания.
Условиями успешного запоминания являются:
1. многократное, разумно организованное и систематическое повторение;
2. разделение материала на части, выделение в нем смысловых единиц, составление плана;
3. понимание и т.п.
4. действенный характер освоения знаний,
5. интерес к материалу,
6. установка на запоминание и т.п.
В зависимости от меры понимания запоминаемого материала произвольное запоминаниебывает механическим и смысловым (логичным).
Механическим является такое запоминание, которое осуществляется без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.
Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.
«Эффект Зейгарник» - лучше запоминается та информация, которая связана с незаконченными действиями.
Фактор края. Это явление заключается в том, что первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Этот вывод был сделан Г.Эббингаузем в результате проведенных исследований.
Воспроизведение и его виды
Воспроизведение– процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.
УЗНАВАНИЕ
Простейшая форма воспроизведения — узнавание. Узнавание представляет собой воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полным и неполным.
При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предыдущего ознакомления с ним. Полное узнавание имеет место, например, при встрече хорошо знакомого человека, или когда мы идем по хорошо знакомой улице и т.п.
Неполное узнавание характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесения предмета, который воспринимается, с тем, что уже имело место в предыдущем опыте. Т