Понятие реализуется в практике
Философия – существенно опытная, экспериментальная наука. Всякий опыт – это, прежде всего, опыт мышления. Он приводит в движение наши представления, мысли, восприятия, направляется вовне мышления и возвращается снова как восприятие, связываясь затем в мышлении и преобразуясь в нем, становясь, наконец, результатом опыта, эксперимента.
Наши восприятия не ограничиваются лишь внешним, они также формируются и внутри нас. Такие понятия, как гнев, любовь, честь – существенно внутренние восприятия, поднимаемые мышлением до представлений, определений мысли, до понятий, реализуются понятием и, тем самым, объективируются в мышлении. Эта объективация также есть результат опытного знания. Мышление также объективирует свое знание о себе, отчуждает его от себя и рассматривает его как свое другое. Эта объективация обычно производится в форме философской системы. Философ изучает материал, добытый его предшественниками, осмысливает его, исходя из приобретенного его эпохой опыта, и не отрицает предыдущие системы, а снимает в них то неистинное, что опроверглось общественной практикой, опытом общественного сознания – культурой, и ее средоточием – наукой. В свете всего сказанного, мир не может быть понят и познан, а также преобразован иначе, чем через культуру. Мир через Культуру – это положение для философа бесспорно.
Познание – процесс производства объективности
Так что же показывает нам опыт мышления? Прежде всего, процесс мышления очень похож на процесс производства. Мышление выступает как объект труда, содержащий свое сырье – восприятия, представления, понятия, – объективность. Оно же является и в качестве рабочей силы, преобразующей эту объективность. Мышление – процесс производства понятия, в котором оно участвует и как субъект, и как объект Его соотношение в себе в качестве как того, так и другого – своеобразные производственные отношения сознания.
Познание – объективно
Далее, мы обнаруживаем в процессе познания, что такая деятельность объективна в том смысле, что в природе нет ничего, что бы не действовало подобным образом. Любой объект природы действует на другие объекты и, тем самым, меняет их, свою среду и предпосылку своего существования. Эти объекты точно также отвечают на его деятельность своей, изменяя исходный объект, его состояния. Видим два цикла: с одной стороны, цикл преобразования объектом самого себя посредством входных воздействий, с другой – цикл практической деятельности, выражающийся в формировании и выдаче выходных воздействий. Тем самым, объективность представляется не множеством фактов, а познание – их описанием, но взаимосвязанной системой элементов, функционирующих как целое, в котором процесс познания, отражения, осуществляется наряду с другими процессами и, вообще говоря, присущ любому уровню объективности. Но познание становится истинным лишь тогда, когда в объекте налицо его полное расщепление на деятельность для другого как условие своего существования, т.е. тогда, когда этот процесс самоотчуждается, и из процесса только в-себе становится процессом также и для-себя. Становится знанием о знании, сознанием.
В этой связи заметим, что переход от описания природы в терминах причинно-следственной связи к терминам взаимодействия, выраженным в теории автоматов, позволил значительно продвинуться в понимании мышления и даже смоделировать некоторые из его функций.
Итак, как природное, так и разумное распадается на две взаимообуславливающиеся противоположности: на субъективное, деятельное, и объективное, дающее материал деятельности. Истиной того и другого является понятие, то, что также противоречиво в себе и, тем самым, есть самодеятельность.
Напомним еще раз. Изложение Гегелем своего учения проходит исключительно в рамках логики, что затрудняет восприятие. Более того, если рассудочное мышление движется логично, но лишь по одной стороне противоречия, то диалектика должна сохранять логичность в противоречии, на каждой из его сторон. Это делать сложно даже тренированному мышлению. Поэтому мы излагаем некоторые элементы системы Гегеля на уровне представлений, притчами. Одно дело, скажем, доказать, что при определенных условиях ротор потока на сфере отличен от нуля, и совсем другое – рассказать, что если шар оброс волосами, его нельзя причесать так, чтобы на нем не образовалась макушка. И то, и другое утверждения составляют суть теоремы о «лохматом шаре», но во втором случае ситуация кажется достоверной, хотя и не видно, как ее сделать вместе с тем и доказуемой.
Понятие целенаправленно
Разговор о понятии будет не полным, если мы не скажем о роли цели, содержащейся в понятии. Цель – это не только горизонт, к которому мы стремимся, и даже не столько, но прежде всего – это то, что внутри нас, владеет нами, это мотор, двигающий нас, формирующий гармоническое, а не хаотическое поведение. Все науки дают огромное число примеров, из которых мы заключаем, что в природе сквозь кажущийся хаос пробиваются закономерности, что объективность даже в большей степени закономерна, целеположена, чем субъективность. Последняя чаще выглядит хаотичной. Всякий объект и всякое понятие, его порождающее, содержит в себе свою цель, которая и движет понятием, управляет его реализацией – объектом.
Итак, понятие является сутью и сердцем всякого объективного. «Объективность есть как бы только покров, под которым скрывается понятие». Воспринимаемый нами мир – майя, иллюзия.
Понятие понятия
В чем же понятие понятия? В чем его суть? Чтобы разобраться с этим, вернемся к «Капиталу». Товары обмениваются друг на друга, вступают в обмен. В этом процессе они выталкивают из своей среды специфический товар – товар всех товаров, золото. Этот товар есть товар для других товаров, его потребительная стоимость заключается в его стоимости, в его способности обмениваться на всякий другой товар, оно есть в-себе товар, но также оно есть товар и для любого другого товара, и, будучи само товаром, есть товар для-себя. Только золото имеет произвольную стоимость, свободно в себе, все другие товары соизмеряют себя с ним. Золото есть товар в-себе и для-себя.
Такова же природа понятия понятия. Оно есть, как и все другие понятия, единство всеобщего и конкретного. Но его конкретность заключается в том, что оно именно понятие, то есть всеобщее. Таким образом, понятие понятия есть всеобщее в-себе и для-себя, оно содержит в себе все понятия, как свои моменты, и эти моменты, реализуясь, рассыпаются в объективности. Цель этого всеобщего понятия также распадается на множество ограниченных целей. Такое распадение единого на множественность обычно именуется монадами.
Но обратим внимание на то, что это понятие понятия есть в себе всеобъемлющая цель достижения всевозможных понятий, а также и самодеятельность, субъективность и объективность себя. Оно бесконечно, так как вне него нет ничего. Оно абсолютно свободно, так как во всех своих формопреобразованиях оно находится у себя, не сталкивается с чем-либо чуждым ему, что бы ограничивало его свободу, а соотносится лишь с собой, с результатами своей деятельности в себе. Это понятие понятия порождает весь универсум, причем, у него нет внешних причин делать это, причина лежит в нем самом. Оно есть причина самого себя.
Иными словами, понятие понятия есть именно Дух, Бог, тот, кого определяет, но не знает наивная религия. Это тот Логос, понятие, который без всякой причины, по доброте своей отпускает себя из себя в свое инобытие – в природу, которую оно само и творит – ежедневно, ежечасно, ежемгновенно. Это – Абсолютная Идея.