Какие духовные потребности и интересы школьников формирует учитель?
Рекомендации:
Духовные потребности:
● осмысление человеком своей сущности, самоактуализация;
● осмысление человеком предназначения, поиск смысла и цели жизни, самопознание;
● проявление активности, направленной на изменение окружающего мира к лучшему;
● нравственное самосовершенствование.
Оцените эмоциональное воздействие урока.
Рекомендации:
Виды эмоций:
● Положительные: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление, конструктивное сомнение;
● Отрицательные: страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение.
4.3. Какими приемами учитель побуждает учеников к активной деятельности и самостоятельности?
Рекомендации:
Стимулирование интереса учащихся достигается следующими способами:
● формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и жизни;
● используются интересные и необычные аспекты темы;
● интерес стимулируется с помощью юмора, вопросов;
● идеи учеников разрабатываются на уроке.
Помощь учащимся в выработке положительной самооценки достигается следующими способами:
● обращение к учащимся в дружеской манере;
● поощрение учащихся за работу;
● поддержка, одобрение учеников;
● порицание.
Поддержка рабочей включенности достигается следующими способами:
● варьирование форм учебной деятельности;
● использование активных методов обучения (дискуссии, ролевых игр и т.п.)
● использование наглядности
Побуждение к активности и самостоятельности достигается следующими способами:
● делегирование полномочий;
● постановка проблемных задач.
Какие черты личности воспитывает учитель на уроке?
Рекомендации:
Черты личности:
● Когнитивная сфера личности: наблюдательность, аналитические способности, критичность ума, устойчивость и распределение внимания и др.
● Эмоциональная сфера: эмпатия, доброжелательность, чувство юмора, уравновешенность и др.
● Регулятивная сфера: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самодисциплина, воля, инициативность, самоконтроль и др.
V. Учет возрастных, типологических, индивидуальных особенностей школьников
5.1. Дайте обоснование в какой мере содержание, методы и приемы работы учителя соответствуют указанным психологическим особенностям?
Рекомендации: см. приложение к п. 1.3 и 6.1. и приложение 2.
5.2. В чем выражается дифференцированный по группам и индивидуальный подход к учащимся на уроке ?
Рекомендации: Индивидуальный подход проявляется в обучении по одному, самостоятельной работе и подготовке индивидуальных заданий детям; групповой подход – во фронтальной или общеклассной работе, работе в малых группах.
VI. Деятельность учителя.
6.1. Дайте оценку конструктивной, организаторской и коммуникативной деятельности учителя на уроке.
Рекомендации:
Конструктивная деятельность учителя проявляется
● в выборе содержания учебного материала;
● в выборе методов обучения;
●проектировании своих действий и действий учеников.
Пример:
● педагог грамотно осуществляет отбор материала, информация подробная, полная;
● четко определяет цель урока задачи и обоснованно использует формы и методы обучения;
● применяет как распространенные, так и оригинальные методы, средства, приемы обучения.
Организаторская деятельность учителя проявляется
● в установлении дисциплины, рабочей обстановки;
● стимулировании деятельности учеников;
● организации своей деятельности по изложению материала;
● организации своего поведения в реальных условиях;
● организации деятельности учеников;
●организации контроля.
Пример:
● учебная работа организуется последовательно: вступление, развитие, закрепление, интеграция);
● осуществляются предварительные указания по уроку (цель, этапы) лаконичных и ясных;
● начинает урок со стимулирующего введения-установки (привлечение внимания, мотивация);
● наглядно, логично, последовательно представляет новый материал как ответ на поставленные ранее вопросы;
● ключевые моменты урока получают отражение на доске;
● осуществляет объединение, обобщение и закрепление учебных результатов;
● заканчивает урок подведением итогов, соотносит с пройденным ранее материалом, с другими предметами, жизнью;
● отсутствуют ненужные задержки и отступления во время урока.
Коммуникативная деятельность учителя проявляется
● в установлении корректных взаимоотношений с учениками;
● в культуре речи.
Пример:
● обучение строится как взаимодействие на основе сотрудничества учителя и учащихся: педагог устанавливает контакт с группой и каждым учащимся;
● учитель разъясняет при непонимании, заменяет непонятные слова или фразы общедоступными выражениями; поясняет с помощью примеров, предоставляет дополнительную информацию;
● педагог осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся;
● объяснение темы проходит логично, корректно, с использованием специальных терминов;
● произношение и построение устной речи отвечает фонетическим и орфоэпическим нормам русского языка.