Какие качества мышления были проявлены школьниками?

Рекомендации:

Качества мышления:

1. самостоятельность – умение выдвигать новые задачи;

2. широта – деятельность, которая охватывает различные области;

3. глубина – умение проникнуть в сущность;

4. гибкость – свобода мысли;

5. быстрота – умение быстро разобраться в сложной ситуации, принять правильное решение;

6. критичность – умение объективно оценивать, проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Как развита речь учащихся?

Рекомендации:

Критерии оценки речи:

● сосредоточенность на главном;

● ясность основных положений;

● убедительность доказательств;

● полнота раскрытия вопроса;

● установление контакта с классом;

● полнота и доходчивость речи;

● образность и эмоциональность речи;

● правильность произношения слов;

● техника речи (интонация, жесты, мимика, дикция и темп речи).

Какие приемы использует учитель для развития воображения учащихся?

Рекомендации:воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаружи­вается специфический человеческий характер деятельности.

Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые на­до последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позво­ляет предвидеть будущее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.При чтении как учеб­ной, так и художественной литературы, при изучении географиче­ских карт и исторических описаний постоянно оказывается необходи­мым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.Творческое воображение,в отличие от воссоздающего, предпо­лагает самостоятельное создание новых образов, которые реализу­ются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Для развития воображения необходимо:

1. Обращать особое внимание при чтении книг на описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют ху­дожественное восприятие и эмоциональное развитие своей лично­сти — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие красочные картины.

2. Изучать географические карты. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помо­гает правильно увидеть их в действительности.

3. Знать, что пространственное воображение развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объем­ных тел в различных ракурсах (использовать схемы, макеты и т.п.).

4. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но даже в подростковом воз­расте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогиче­ского общения в дальнейшем.

5. С точки зрения развития воображения чрезвычайно важно ни в ко­ем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педа­гогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может их логически обосновать.

6. Необходимо шире применять такие методы обучения, которые сти­мулируют установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способ­ность к таким открытиям.

7. В процессе обучения желательно в максимальной степени опи­раться на положительные эмоции (удивление, радость, симпатия, переживание успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления воображения.

IV. Воспитывающее влияние урока.

Наши рекомендации