Какие проблемные ситуации создает учитель на уроке?

Рекомендации:

1) Использование типов проблемных ситуаций включает в себя:

1. постановку теоретической проблемы, которая базируется на некоторых известных ученику положениях (путь познания сверху). Ученик должен раскрыть некое общее положение или обосновать свои новые действия, объяснить понимание новых фактов (на знании ранее усвоенных);

2. постановку практической проблемы: ученику необходимо найти новый способ решения или просто способ решения, основываясь на теоретических знаниях.

2) Использование методов проблемного обучения, какими являются:

1. эвристический. Под руководством учителя ученик решает не целую задачу, а лишь её часть. Это частично-поисковый метод. Он проявляется в формах:

● учитель сообщил факты, направил мысль учеников в нужное русло, а вывод они делают сами;

● учитель поставил проблему, а гипотезу выдвигают ученики;

● учитель раскрывает логику доказательств, просит учеников предсказать очередной шаг рассуждений;

● учитель, видя затруднения учеников при решении задачи или при поиске ответа на вопрос, дает сходную задачу (облегченную), после которой возвращается к первой;

● учитель делит трудную задачу на 3 подзадачи, решив их, учащиеся возвращаются к первой. В данном методе нет целостного решения проблемы со стороны учеников;

2. исследовательский метод. Учитель ориентирует учеников на решение целостной проблемы. Например, ученик самостоятельно читают параграф учебника, отвечают на вопросы, решают практические задачи.

Какие логические задачи ставит учитель перед учащимися?

Рекомендации:Примеры, которые учат детей способам действий, развивает логику познания:

1) ученику предлагается на основе накопленного знания самостоятельно составить и осуществить общий план деятельности по изучению темы;

2) дается готовая инструкция (алгоритм) и задания для самостоятельной работы;

3) на основе общего плана работы и методов его конкретизации учащиеся составляют вариант плана соответственно теме занятия и закрепляют его в процессе учения.

Какими приемами учитель водит и формирует понятия?

Рекомендации:

1. Выделение в предметах свойств – прием сопоставления одного объекта с другим.

2. Дифференциация признаков на общие и отличительные – прием выделения сущностных признаков, приведение примеров, поиск общего признака, сравнение и др.

3. Определение достаточных и необходимых признаков. Прием вывода следствия из факта принадлежности предмета, явления данному понятию.

4. Действия подведения под понятия (т.е. установления наличия признаков необходимых и одновременно достаточных). Оценка с помощью логических правил.

Какие приемы использовались учителем для развития мышления?

Рекомендации: психологи выделяют несколько путей развития мышления школьников:

● развитие пытливости школьников, формирование у них потребности самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них;

● чтение книг при условии, что оно будет вдумчивым;

● решение задач, требующих сообразительности;

● борьба с недостатками умственной деятельности школьников (торопливостью, отсутствием необходимой вдумчивости, предвзятостью, слабой критичностью, шаблонностью, нелогичностью);

● постановка учащихся в проблемную ситуацию, в которой от них требовалось бы исследовательское отношение к познанию (важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились самостоятельно их решать).

Использует ли учитель на уроке приемы, позволяющие оперировать следующими мыслительными операциями?

1. сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними;

2. анализ – мысленное расчленение предмета на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков, свойств;

3. синтез – мысленное соединение элементов в единое целое;

4. абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств;

5. обобщение – соединение предметов в группы по общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования (формально- эмпирическое и содержательное – теоретическое);

6. конкретизация – мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Наши рекомендации