Изменения в психической жизни человека
В период поздней зрелости (с 60 лет)
Этот период часто называют геронтогенезом, или пе-риодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.
Переходным состоянием от зрелости к старости по воз-растной периодизации жизненного цикла человека неко-торые авторы считают пожилой возраст. Главной особен-ностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.
Люди этого возраста уже не так сильны физически, об-щий запас энергии у них становится существенно мень-ше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной си-стем. Утрачивается живость тканей организма.
В развитии когнитивной сферы происходят измене-ния, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая па-мять сохраняется.
Изменения в эмоциональной сфере, неконтроли-руемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению спо-собности справляться со сложными ситуациями, наблюда-ется привязанность к прошлому, власть воспоминаний.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей
в обществе, оказывая влияние на развитие мотиваци-онной сферы пожилых людей.
Мотивация 60-летнего человека: потребность в само-реализации, созидании и передаче наследства. После
4 7
70 лет на передний план выходит другая проблема - под-держание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.
Семейные отношения дают человеку ощущение защи-щенности, стабильности и прочности, во многом опреде-ляют радости и горести пожилого человека.
Я-концепцией в старости движет стремление интег-рировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конф-ликтов, выработке адаптивных личностных свойств, уме-нии извлекать полезные уроки из прошлых неудач, спо-собности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Ведущими факторами развития продуктивногостарения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
Содержание
Глава 1
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Предмет и задачи возрастной психологии
2. Становление возрастной психологии как науки
3. Методы исследования возрастной психологии
4. Исторический анализ понятия «детство»
Глава 2
ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5. Биогенетические концепции развития
6. Социогенетические концепции развития
7. Концепция конвергенции двух факторов детского развития
8. Психоаналитические теории детского развития :
9. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
10. Теория социального научения
11. Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)
12. Культурно-историческая концепция
13. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина
Глава 3