ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА 74. Юность как стадия жизненного пути

Юность - период жизни после отрочества до взросло-сти (возрастные границы условны - от 15-16 до 2 1 - 25лет).Вюностиумолодогочеловекавозникаетпробле-

ма выбора жизненных ценностей. Юность стремитсясформировать внутреннюю позицию по отношению к се-бе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению

к другим людям, а также к моральным ценностям. Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная ду-

ховная работа. Молодому человеку, обратившемуся

к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей

и своих собственных склонностей и ценностных ориента-ции, предстоит сознательно разрушить или принять исто-рически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллек-

туально готова к осмыслению всего сущего, многого она

незнает-ещенетопытареальнойпрактическойидухов-

ной жизни среди близких и других людей. Кроме того,именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Развитие человека в период юности может идти не-сколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, свое-го места в этом мире могут стать особенно напряженны-

7 6. Учебно-професс! 1ая деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное про-изводство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование по-знавательных интересов и профессиональной направлен-ности личности.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, пред-ставляют собой основу для формирования профессио-нальной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направ-ленность имеет достаточно выраженную половую специ-фику: у мальчиков чаще встречается техническая направ-ленность, у девочек - социальная и художественная.

Этапы становления профессионального само-определения

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенокпроигрывает разные профессиональные роли.

Второйэтап-подростковаяфантазия,когдаподростоквидит себя в мечтах представителем привлекательной профессии.

Третий этап - предварительный выбор профессии(подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей.

Четвертый этап - практическое принятие решения,собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будуще-



ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА 74. Юность как стадия жизненного пути - student2.ru

ми. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем от-носительно легко включаются в новую систему отноше-ний. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, ко-торые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбеж-но дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и ин-дивидуально-психологических различий. Учебная дея-тельность становится учебно-профессиональной, реали-зующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и под-готовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра-зованием и самообразованием.

го труда, объема и длительности необходимой подготов-ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.

Важнейшими психологическими предпосылками ус-пешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекват-ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля-ция личности.

Характерное приобретение ранней юности - форми-рование жизненных планов. Жизненный план как со-вокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывает-ся не только конечный результат, но и способы его дости-жения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.

рессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настрое-нии - как гипертимные.

7. Демонстративное™. Люди, у которых сильно вы-ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодуш-ными»). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импуль-сивной реактивности в сфере влечения.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам на-строения. Противоположность гипертимности. Настрое-ние пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективнойэкзальтации (близко к демонстративное™, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).

Индивидуальныйстильдеятельности,поопреде-лению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознатель-но или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность инди-видуальных вариаций в способах восприятия, запомина-ния и мышления, за которыми стоят различные пути при-обретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.).

Развитие различных учебных умений при работе с текс-тами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.

4 0

ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА 74. Юность как стадия жизненного пути - student2.ru ___ ___ _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ шшшш _ _ . о д .

77. Становление самосознания в юношествеСамосознание не изначальная данность, присущая че-

ловеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только от-крываются все новые стороны бытия, но происходит бо-лее или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс

ее переосмысления, проходящий через всю жизнь чело-века, образует самое сокровенное и основное содержа-ние его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переори-ентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост по-требности в достижении конкретных результатов.

Одним из механизмов формирования самосознания яв-ляется самооценка. Юношеская самооценка, отличаю-щаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенно-сти: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.

Одно из достижений юношеского периода - новый уро-вень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

- открытие своего внутреннего мира во всей его инди-видуальной целостности и уникальности;

- стремление к самопознанию;

- формирование личной идентичности, чувства инди-видуальной самотождественности, преемственности и единства;

- самоуважение;

-становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»


Наши рекомендации