Нравственноеразвитиеподростка

Нравственное развитие школьника существенным

Нравственноеразвитиеподростка - student2.ru

образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, «выражая определенные отноше-ния между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - про-изводственной, научной, художественной и др.». Усвое-ние ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки

в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нрав-ственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен част-ным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие

в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляютсятолько в переходном возрасте. Вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеж-дения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое вы-ражение более широкий жизненный опыт школьника, про-анализированный и обобщенный с точки зрения нрав-ственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляетсобой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззре-ния происходит иерархизация в системе побуждений,

в которой ведущее место начинают занимать нравствен-


71 . Чувство взрослости 72. Особенностиличностиподростка  
какмотивацияразвитияподростка Выделяют следующие виды направленности личности  
Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит подростка:    
к заключению, что между ним и взрослым никакой разни- - гуманистическая направленность - отношение под-  
цы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его ростка к себе и обществу положительны;    
больше не считали маленьким. Он претендует на равно- - эгоистическая направленность - он сам является бо-  
правие в отношениях со старшими и идет на конфликты, лее значимым, чем общество;    
отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взросло- -депрессивная направленность - он сам никакой цен-  
стипроявляется и в стремлении к самостоятельности, ности не представляет для себя. Его отношение к общест-  
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вме- ву можно назвать условно положительным;  
-суицидальная направленность - ни общество, ни  
шательства родителей. Подросток начинает чувствовать  
личность для самой себя не представляет никакой цен-  
себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он  
ности.    
отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще    
Важнейшей особенностью подростков является посте-  
нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато  
пенный отход от прямого копирования оценок взрослых  
есть огромная потребность в признании его взрослости  
к самооценке, все большая опора на внутренние крите-  
окружающими.  
рии. Представления, на основании которых у подростков  
Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуна-  
формируются критерии самооценки, приобретаются  
вой. Они многообразны.  
в ходе особой деятельности - самопознания. Основной  
Подражаниевнешнимпризнакамвзрослости-куре- формой самопознания подростка является сравнение  
ние, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.  
стремление к взрослой моде в одежде и прическе, спосо- Отрочество благодаря потребности познать себя (иден-  
бы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы до- тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че-  
стижения взрослости и самые опасные. рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность  
Социальная зрелость. Она возникает в условиях со- лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек-  
трудничества ребенка и взрослого в разных видах дея- сии на себя и других открывают в отрочестве глубины  
тельности, где подросток занимает место помощника своего несовершенства - и подросток уходит в состояние  
взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, пережи- психологического кризиса. Но кризис отрочества обога-  
вающих трудности, там фактически подросток занимает щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко-  
положение взрослого. торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через  
собственные душевные муки, подросток приобретает  
Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стрем-  
лении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает  




стимулирует развитие познавательной деятельности, со- опытом целенаправленного обособления.  
   

3 7

Нравственноеразвитиеподростка - student2.ru ные мотивы. Установление такой иерархии приводит

к стабилизации качеств личности, определяя ее направ-ленность, и «позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную по-зицию».

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на эти-ческие принципы, а на возможное поощрение и наказа-ние, - доподростковый уровень;

2) уровень «конвенциальной морали», когда ребенок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень «автономной морали», т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подростково-го возраста он присущ только 10 % детей.

Поведение подростка регулируется его самооценкой,

а самооценка формируется в ходе общения с окружающи-ми людьми.

Развитие самосознания подростка приводит к возник-новению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла «са-моопределением». С субъективной точки зрения онохарактеризуется осознанием себя в качестве члена об-щества и конкретизируется в новой общественно значи-мой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью ре-шать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внеш-них обстоятельств, опирается на формирующееся миро-воззрение подростка и связано с выбором профессии.

«взрослую» позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с форми-рующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической сис-темой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообра-зование переходного возраста.

держание которой выходит за пределы школьной прог-раммы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем зна-ний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источ-ником развития личности в подростковом возрасте, ос-новной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопро-тивление со стороны действительности, подросток вы-нужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в актив-ности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в со-обществе сверстников. Если окружающие взрослые при-знают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности са-мосовершенствования.



Нравственноеразвитиеподростка - student2.ru

Наши рекомендации