Периодформальныхопераций(11/12-14/15лет).
В рамках формально-логического интеллекта мыслитель-ные операции могут совершаться без опоры на чувствен-ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные ва-рианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.
13. Концепция психического развития ребенка
Д. Б. Эльконина
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попы-тался охватить и связать между собой два основных век-тора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ре-бенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ре-бенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внут-ри этих двух векторов представляет единый процесс,
в котором формируется личность. Однако в ходе разви-тия этот единый по своей природе процесс раздваивает-ся. В каждом возрастном периоде один вектор домини-рует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доми-нирующего вектора на субдоминантный и определяет на-чало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию век-тор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку
в данный момент, другими словами - ведущая деятель-ность ребенка. При этом наличие ведущей деятельностине отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психи-ческого развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как не-посредственно-эмоциональное общение младенца со
Глава 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Процесс развития личности
Личность представляет собой онтогенетическое при-обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре-деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста-
новления-принципразвития.
Что же такое развитие? Как известно, объект может из-меняться, но не развиваться. Рост, например, - это ко-личественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
Развитиехарактеризуется качественными изменения-ми, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле-ментов в самом развитии; перестройка связей между сто-ронами объекта.
В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в кон-це XIX в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетиче-ский закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому за-кону онтогенез во внутриутробном состоянии есть крат-кое и сжатое повторение филогенеза.
Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становле-
& "
Преформированный
и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)
Л. С. Выготский различал преформированный и непре-формированныйтипыразвития.Преформированный тип-это такой тип, когда в самом начале заданы, зак-реплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, кото-рый явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития, эта теория получила название преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер}.
Непреформированный тип развития наиболее рас-пространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эво-люции, развитие общества. Процесс психического разви-тия ребенка также относится к этому типу процессов. Не-преформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и до-стигают разных уровней развития. С самого начала, с мо-мента рождения ребенка не даны ни те стадии, через ко-торые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформирован-ный тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая су-ществует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтоге-нетического, не осуществляется по уже готовому образ-цу. Человеческое развитие происходит по образцу, кото-