Двух факторов детского развития

При попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся среда и наследственность, возникла теория конвер-генции,или теория двух факторов, разработанная

В. Штерном.

8. Штерн - специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. В пси-хологии существовали две теоретические концепции, одинаково имеющие право на существование, - эмпи-ризм («человек - чистая доска») и нативизм («существу-ют врожденные идеи»). Если из двух противоположных точек зрения каждая может опираться на серьезные осно-вания, то истина должна заключаться в их соединении, - так полагал В. Штерн (1922). С его точки зрения психи-ческое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. В этой кон-вергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит извне и что изнутри? Потому что в проявлении функции действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

Теория конвергенции рассматривает психическое раз-витие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов сре-ды. Это самая распространенная концепция в современной психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследствен-ности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции

6. Социогенетические концепции развитияИстоки социогенетического направления - в идеях фи-

лософа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появ-ляется на свет с чистой как восковая доска душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Акцентируя в противовес «биологизаторам» другой фактор - социальный, авторы социогенетических кон-цепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие - это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада. Представителем этой концепции является амери-канский психолог Дж. Уотсон.

На передний план в исследованиях научения, после вхождения в американскую психологию идеи проведения строгого научного эксперимента, по примеру опытов

И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов. Так возниклаассоциа-

нистическая теория научения(Дж. Уотсон, Э. Газри).Когда внимание исследователей привлекли функции

безусловного стимула в установлении новой ассоциатив-ной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значе-нии подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера, получившие название «бихевиоризм». Поиски ответов на вопрос, зависит ли научение от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, привели к появлению концепций Н. Миллера и К. Хала.

Особым образом преломилась в сознании американ-ских психологов еще одна идея павловского эксперимен-

Психоаналитическиетеории

Детскогоразвития

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного

и открытие сексуального начала - составляют основу тео-ретической концепции психоанализа.

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо-вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести-мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого лич-ность спасается с помощью специальных «защитных ме-ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция,регрессия, сублимация.

Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит

к стадиям преобразования и перемещения по различным

эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.

Оральная стадия (0—1 год).Основной источник

удовольствия сосредоточивается на зоне активности,

связанной с кормлением.

Анальная стадия (1—3 года).Либидо концентриру-

ется вокруг ануса, который становится объектом внима-ния ребенка, приучаемого к опрятности.

Фаллическая стадия(3—5лет)характеризует выс-шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-дозную привязанность к родителям противоположного

Двух факторов детского развития - student2.ru та - идея построения нового поведенческого акта в лабо-ратории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход

к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного дей-ствия, т. е. психического акта.

В классическом бихевиоризме проблема «развития ре-бенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Таким образом, в социогенетических теориях в качест-ве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи-ковикомплексомЭлектрыдлядевочек.

Латентнаястадия(5—12лет).Снижениеполового

интереса. Энергия либидо переносится на освоение об-щечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12—18 лет).По мнению

3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор-мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сек-суального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду-щих стадий.

Развитие психоанализ получил в работах дочери

3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со-ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, под-чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия кпринципуреальности.

ем аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

И в современных теориях развития сторонники биоло-гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяю-щей его жизненную судьбу. Генетически запрограммиро-ванными они считают интеллект, аморальные черты ха-рактера и др. Допущение преформизма мы видим и

в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, на-пример, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-тоидную природу, специфическую для человеческого рода.

двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности,в основе которой лежит конфликтмежду инстинктивной сферой душевной жизни человека

и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция - «Оно» - под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до са-мой старости. На «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типич-ная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные вле-чения - они находятся с ними в антагонистических, про-тиворечивых отношениях.

Двух факторов детского развития - student2.ru

Наши рекомендации