Тема 1.2.виды игр. классификация игр.
Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Классификация игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.
Природа игры определяется по основным аспектам. Игра - это условность, которая может проявляться как условность состязаний, условность представления. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, определяющих нормы. Игра как самостоятельное явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраивания. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми.
В туристской деятельности игры выходят на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За основу классификации игр берется человеческая деятельность, отражающаяся в играх с ее вертикальными и горизонтальными связями от досуговой до интеллектуальной деятельности, взаимопроникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и результаты (рис. 6.2).
Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.
Определяющей стороной игры как таковой является содержание, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.
Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые группы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по определенным основаниям:
- по времени проведения игры — сезонные (зимние, весенние, летние, осенние);
- по продолжительности — длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;
- по месту проведения — настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, праздничные, эстрадные;
- по составу участников (по полу и возрасту) — для дошкольников и младших школьников, для студентов, для девочек и мальчиков, для мужчин и женщин, молодежные;
- по числу участников — одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые;
- по степени регулирования и управления — плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (организованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтанные);
- по наличию аксессуаров — игры без предметов и с предмета ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.
В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).
В системе классификации модельно-социальных форм различают игры состязательного, театрального, поэтического, дипломатичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.
Физические игры, построенные на движении, можно подразделить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др.).
К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллектуальные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие возрастную специфику — для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек — команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции.Викторины различаются по составу участников — семейные, индивидуальные, групповые, а также по тематике — музыкальные, литературные).
Игра является самым популярным видом психологической работы как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут переплетаться друг с другом:
• игровые оболочки, когда игра используется как некоторое обрамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);
• игра-переживание — более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно придумать множество игровых пространств — необитаемый остров, фантастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, применив театральные и сценические атрибуты);
- игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с применением самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сюжетных статусов ролей);
- деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить несложный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);
• психологическая акция — игровая среда, создаваемая в пространстве коллектива на определенное время, особенностью которой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз которых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).
Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психологических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, подбор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора.Сюжеты могут быть волшебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшебства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).
Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.
В проведении праздников как анимационных программ большое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного творчества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклорное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются костюмы, украшения, фольклорные атрибуты.
Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весенние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:
- подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);
- атрибутивные (с различными предметами — игрушками, мячами, веревками, обручами, палками);
- традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);
- драматические (предполагают наличие художественного образа, действия, диалога, движения);
- спортивные (соревнования, состязания, танцевальные движения, йога, тренировка физических способностей);
- .орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальными композициями, основным жанром которых является хоровод);
- производственные или деловые (изображение различных эпизодов производственной деятельности и времяпровождения — охота, рыбалка, обслуживание);
- бытовые (отличительной чертой является наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего характер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);
• интеллектуальные игры (шахматы и шашки).
Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их классификация может быть основана на трех основных уровнях:
- содержательном (политические, военные, спортивные, экономические и т.п.);
- демографическом (по составу и числу участников — детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);
- психолого-педагогическом (по принципу доминирующих способностей — интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).
Игровая деятельность представляет собой многогранную палитру возможностей проявления в различных сферах жизни и культуры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особенности которых связаны с народным календарем и были рассмотрены ранее).