Фактора, нарушающие валидность.
Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:
1. Эффект тестирования -- уменьшение или увеличение восприимчивости испы-туемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Напри-мер, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предвари-тельному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть не-репрезентативными.
2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на экс-перимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимав-ших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокуп-ность, кроме экспериментальной выборки.
3. Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздей-ствия. Их следствия -- артефакты (в экспериментах с добровольцами или испы-туемыми, участвующими по принуждению).
4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памя-тью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффек-тов от последующих воздействий.
Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отли-чают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специали-стами других естественных наук.
Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид-ность эксперимента. Перечислим их. Первую группуможно назвать факторами выборки:
1. Селекция -- неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати-ческую ошибку в результатах.
2. Статистическая регрессия -- частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе -- корреляция из-за не-однородности группы).
3. Экспериментальный отсев -- неравномерное выбывание испытуемых из сравни-ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
4. Естественное развитие -- изменение испытуемых, являющееся следствием те-чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп-ление опыта и др.).
Вторая группа -- побочные переменные,влияние которых приводит к следую-щим эффектам:
1. Эффект «истории»-- конкретные события, происходящие в период меж-ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей-ствия.
2. Эффект тестирования -- влияние предварительного тестирования на результат итогового.
3. Инструментальная погрешность -- определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.
4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные ис-тории экспериментальных групп) и др.
Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздей-ствия, когда его на самом деле не происходит и др.
Факторный эксперимент
Факторные эксперименты применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид по-добной гипотезы: «Если А1, А2,..., Аn, то В». Такие гипотезы называются комплексными, комбинированными и др. При этом между независимыми переменными могут быть различные отношения: конъюнкции, дизъюнкции, линейной независимости, аддитивные или мультипликативные и др. Факторные эксперименты являются част-ным случаем многомерного исследования, в ходе проведения которого пытаются ус-тановить отношения между несколькими независимыми и несколькими зависимы-ми переменными. В факторном эксперименте проверяются одновременно, как пра-вило, два типа гипотез:
1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;
2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно -- как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия на другой.
Факторный эксперимент строится по факторному плану. Факторное планирова-ние эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных.
Сегодня факторные планы наиболее распространены в психологии, поскольку простые зависимости между двумя переменными в ней практически не встречаются.
Существует множество вариантов факторных планов, но на практике применя-ются далеко не все. Чаще всего используются факторные планы для двух незави-симых переменных и двух уровней типа 2х2. Для составления плана применяет-ся принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздей-ствия двух независимых переменных на одну зависимую. Экспериментатор манипу-лирует возможными сочетаниями переменных и уровней. Данные приведены в простейшей таблице.
Реже используются четыре независимые рандомизированные группы. Для обра-ботки результатов применяется дисперсионный анализ по Фишеру.
Так же редко используются другие версии факторного плана, а именно: 3х2 или 3х3. План 3х2применяется в тех случаях, когда нужно установить вид зависимо-сти одной зависимой переменной от одной независимой, а одна из независимых переменных представлена дихотомическим параметром. Пример такого плана -- эксперимент по выявлению воздействия внешнего наблюдения на успех решения интеллектуальных задач. Первая независимая переменная варьируется просто: есть наблюдатель, нет наблюдателя. Вторая независимая переменная -- уровни трудно-сти задачи. В этом случае мы получаем план 3х2.
Вариант плана 3х3применяется в том случае, если обе независимые перемен-ные имеют несколько уровней и есть возможность выявить виды связи зависимой переменной от независимых. Этот план позволяет выявлять влияние подкрепления на успешность выполнения задании разной трудности.