Использование приемов мнемотехники
1. Предлагаемые десять принципов по формированию словесно-логической памяти рассчитаны на применение в течение всех десяти лет в школе.
2. На каждом этапе обучения: младшие, средние или старшие классы - некоторым принципам уделяется большее внимание, чем остальным, о чем будет сказано при описании принципов.
3. Предлагаемые упражнения для каждого принципа являются условными, чтобы учитель понял принцип построения упражнений и перенес их на свой предмет.
4. Поскольку внимание и память функционируют совместно и деление их довольно условно, мы приводим рекомендации по активизации памяти на уроке.
Принципы мнемотехники
1.Принцип рационального восприятия информации
1.1. Ясно ичетко сформулировать познавательные цели, выбрать существенную информацию:
- работая с учениками, в начале деятельности следует точно сформулировать цель - а зачем нам надо это запоминать? Что мы достигнем путем восприятия информации.
1.2. Воздействовать на ученика мультисенсорно, использовать для запоминания все анализаторы, в первую очередь доминирующий у ученика /зрение, слух, моторику и т. п./
1.3. Необходимо связать новую информацию с прежними знаниями, полезно поразмышлять о том, что ученик уже знает, что может узнать, как помочь улучшению запоминания новой информации.
Упражнения /по Ф.Лезеру/
- обратиться к области знаний, которую будете изучать на уроке сформулируйте точно и однозначно цель, к которой вам надо стремиться, запишите ее. Теперь возьмите учебник или иной источник информации, и найдите в нем существенную информацию, отвечающую на ваш вопрос, позволяющую достигнуть цель;
- для определения ведущего анализатора возьмите текст, прочитайте его вслух, ходя взад-вперед, найдите интонацию текста, представьте образы. Затем проагализируйте,какая часть информации запомнилась лучше: при слуховом, зрительном восприятии, при ходьбе, создании образов и т.д.
- возбуждение интереса к информации наиболее ответственный этап в запоминании. Постарайтесь использовать следующие приемы:
Какое значение имеет информация для вашей учебы?
Почему она вас заинтересовала?
Что вам уже известно об этой информации?
Как она связана с вашими знаниями?
Каким образом она может быть полезной в вашей учебе?
2. Принцип концентрации внимания.
1.1 Развивать внимание к существенной информации:
- изучая новую тему предмета, ученик должен постараться выделить в нем все новое для себя, признаки, черты, связи, свойства;
- стараться концентрировать внимание только на изучаемом материале.
1.2. Не закреплять несущественную информацию:
- за время занятий ученик порой воспринимает не только существенную информацию, но и несущественную; приучить такую информацию не закреплять в памяти.
1.3. Отбрасывать несущественную информацию:
- ненужную информацию нужно в течение 20 секунд вытеснить из сознания, путем переключения на новый вид деятельности.
36. Приемы привлечения и удержания внимания на уроке (по В.В. Петрусинскому):
- голосовая и эмоциональная модуляция: изменение интонации тембра, высоты, громкости голоса;
- модуляция темпа речи:выдерживания паузы,изменение
темпа от нарочито медленной речи до скороговорки, резкое изменение скорости речи;
- прерывание речи, использование антиципации (догадки): прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателя поощряется словесно, либо отметкой (баллами);
- "провалы памяти" (якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения, с просьбой помочь вспомнить, поощрение при этом активных учеников);
- жестикуляция: сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные;
- риторические вопросы: повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам учитель;
- контрольные вопросы: задается вопрос на только что изложенный материал с требованием исчерпывающего ответа, поощрение активных учеников;
- наводящие вопросы: в случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения;
- вопрос предположение, смысловая антиципация, выводы: на основании изложенного, задается вопрос-предположение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу;
- уточняющие вопросы, встречные вопросы: ученику предлагается после каждого смыслового сообщения задавать усложняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется.
- свободное конспектирование, пересказ: работая в старших классах, приучать учащихся к короткому конспектированию,составляя по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль можно производить в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта;
- активное слушание, конвейер: учитель начинает чтение материала затем передает учебник из студентов, учеников, который продолжает чтение, затем учебник передается другому ученику и т.д.
- активное закрепление: учитель начинает пересказ материала,затем предает эстафету /хлопок ладонями или др./ одному из учеников, тот, после короткого пересказа, другому ученику и т.д.;
- активный контроль: преподаватель задает вопрос ученику, тот отвечает и задает вопрос другому ученику- по цепочке, кто отвечает верно набирает баллы;
- тренировка слуховой памяти: учитель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от ученика повторить последнее предложение без искажений;
- экстрараздражители: неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание, главное условие внезапность /уронить книгу,хлопнуть дверью и т.д./
3. Принцип мысленного воспроизведения зрительных образов
3.1. Конкретный образ помогает памяти перейти от абстрактной идеи в конкретную форму, облегчает запоминание.
3.2. Чем специфичнее для жизненного опыта ученика образ, тем он лучше и эмоциональнеее окрашивается и затем воспроизводится более успешно. Необходимо связать образ с прошлым опытом ученика.
3.3. Включить образ в структуру учебного материала, мотивируя его значимость.
Следующие упражнения по выработке навыка создания образа взяты из книги Д. Лапп:
- попробуйте зрительно представить в уме смысл слов или фраз: спящий младенец; белочка, грызущая орех; наводнение; тайна, ненависть, любовь;
- закрыть глаза и, сосредоточившись, представить себе картину: лев, наподающий на антилопу; собака, виляющая хвостом; молния в темноте;
- мысленное изменение ракурса объекта: вообразить какой-либо предмет сада и мысленно его рассмотреть со всех сторон.
4. Принцип пробуждения чувств (анализаторов)
4.1. Необходимо помнить, что если нечего записать в память, то и нечего вспомнить. Поэтому не стоит говорить, что у ученика плохая память, наверное учитель не наполняет эмоциями и чувствами информацию для запоминания.
4.2. Сознательно использовать не один анализатор, а в комплексе с ведущим анализатором, поскольку наилучший результат запоминания дает сочетание всех видов чувственного восприятия.
Упражнение по Д. Лапп:
- читая каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки и т. п.: бумага, шерсть, ваниль, сапог, гнездо, телега, палец, кот, волосы, колесо, сон, шелк, палка, платок, фильм, слеза, автобус, блин, ботинок, доктор.
5. Запечатление.
5.1. Необходимо правильно устанавливать смысловые связи между новой информацией и нашими знаниями.
5.2. Умение устанавливать ассоциативные связи образуется наиболее легко у учащихся. Образование ассоциативных связей часто выражается в том, что новая информация мысленно связывается с уже имеющимися представлениями.
5.3. Структурная связь - используется этот прием в тех случаях, когда образование ассоциаций затруднено, асмысловую связь нелегко запомнить. Существует несколько видов структурных связей:
а) алфавитный порядок: информацию распологают в порядке букв алфавита;
б) группировка: информация упорядочивается согласным определенным признакам /например, отнесенности определенному виду знаний/;
в) ранжирование: информация упорядочивается согласно
определенным признакам;
г) ритмизация: информация связывается с некоторым ритмом / прием хорошо помогает при запоминании цифр/.
Успешность кратковременной памяти увеличивается при использовании структурных связей и ассоциаций, а долговременной памяти - через смысловые связи. Для того, чтобы память была более динамична, следует использовать смысловые связи в первую очередь, соединяя их с ассоциациями и структуированием.
Упражнения (по Д. Лапп):
- попробуйте перегруппировать приведенные слова так, чтобы облегчить их запоминание. Придумайте историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представьте себе ход событий: панджа, тележка, пчела, лютик, маргаритки, воздух, фужер, кот, солнце, вода;
- записать все ассоциации, которые придут на ум при чтении следующих слов: верблюд, Мадрид, солнечный, ноготь, стакан, осленок;
- найти конкретные зрительные образы для каждого слова: зима, бедность, жара, свобода, справедливость, время, обида;
- найти ассоциации, которые бы связали между собой четыре слова: книга - цветок - сосиска - мыло; стул - свеча - скользящий - мать; лампа - мусор - понедельник - футбол.
Упражнения на создание образа при чтении.
Взять любой художественный или научный текст. Представить себе, что ваш мозг - кинокамера, снимающая в виде образов. Запомните текст книги используя следующие рекомендации:
- воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения;
- обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление;
- организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов;
- прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи.
6. Принцип повторения
6.1. Непосредственное восприятие информации в течение 20 сек. Следить за тем, чтобы воспринятая информация, которая не должна быть потеряна, сохранялась в памяти сразу после восприятия в течение времени, большего 20 сек.
6.2. Промежутки времени между повторениями должны быть как можно больше.
6.3. Промежутки времени между повторениями необходимо увеличивать:
1 день - 1 запоминание, 2 день - 1 повторение, 3 день - пропуск, 4 день - повторение, 5 и 6 день пропуски, 7 день повторение.
6.4. Заучивать надо несколько больше достаточного уровня.
6.5. При возможности материал следует заучивать целиком, если объем усваиваемой информации не слишком велик.
7. Метод улавливания основных идей.
Чтобы чтение было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? и Как? Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.
8. Метод ОЧОГ.
Аббревиатура ОЧОГ:
О - ориентировка. Прочитать текст с целью понять его главные мысли. Если надо - подчеркнуть их, выписать, повторить в памяти.
Ч - чтение. Прочитать текст еще раз очень внимательно и постараться выделить второстепенные детали. Установить связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторить в памяти главные мысли и их связи с второстепенными.
О - обзор. Быстро просмотреть текст. Проверить правиль-
но ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Поставьте вопросы к главным мыслям.
Г - главное. Мысленно пересказать текст, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторных чтений должно быть возможно меньше, а количество мысленных повторений - побольше.
9. Забывание,как позновательный процесс.
Забывание - это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. В обучении процесс забывания несет положительный момент если использовать следующие принципы.
9.1. Что надо и что не надо забывать! Следует научить детей разделять информацию, которую следует забывать, и информацию, которую забывать нельзя. Не должна забываться / то есть, должна повторяться/ та информация, которая жизненно важна. Забыванию подлежит информация, которая важна , но не используется постоянно.
9.2. Чтобы правильно забыть , надо правильно запечатлеть /заучить/ и повторить. Используйте в этом случае метод ОЧОГ.
9.3. Активное забывание - оттеснение информации. После того, как информация заучена, повторена, осуществлен выбор словесной опоры для информации, эту информацию следует активно оттеснить. Оттеснение информации происходит через новый вид деятельности, или же вводом новой информации.
10. Основные принципы припоминания забытой информации.
10.1. Припоминание начинается с опоры. Словесная опора связана со всей припоминаемой информацией в целом. Вид опоры /смысловая, ассоциативная, структурная/ служит указателем того, где и как можно найти припоминаемую информацию.
10.2. Определяется существенная область знаний. Прослеживается связь словесной опоры с областью знания.
10.3. Опора стимулирует способность к припоминанию. По "подсказке" словесной опоры исследуется существенная область знаний и вспоминается информация, затем она воспроизводится.
Рекомендации по использованию принципов запоминания на различных возрастных уровнях:
- учить ставить цель в изучении информации необходимо сознательно начиная с первого класса;
- концентрации внимания особенно трудно добиться в начальном звене, а также с детьми, страдающими невротическими заболеваниями или психоорганическим синдромом. В этом случае необходима многолетняя кропотливая работа, как учителя, так и родителей с ребенком по воспитанию у него концентрации внимания;
- мысленное воспроизведение образов можно начинать с дошкольного образа, используя простые упражнения, затем усложняя с возрастом;
- тренировка анализаторов ребенка осуществляется целенаправленно с дошкольного возраста;
- ассоциации и смысловые связи следует начинать отрабатывать с дошкольного возраста, структурные связи /элементарные приемы/ с дошкольного возраста, но усложнение - в старшем звене обучения;
- повторение - начинать в дошкольном возрасте в виде игры, в младших классах - ввести в систему обучения;
- метод улавливания основных идей - наиболее активно можно начинать использовать прием, начиная с 6-7 класса;
- метод ОЧОГ - наиболее эффективен в старших классах;
- забывание - хорошо комбинирует с методом ОЧОГ;
- припоминание - использование подсказок со стороны учителя в младших классах и личное употребление этого приема для себя при переходе в старшие классы.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Данное пособие исходит из положения о том, что высшей целью и смыслом современного образования является обеспечение свободы ребенка в настоящем и подготовка его для свободной жизни в будущем на основе сформированной у него способности к осознанному выбору собственных жизненных перспектив.
Школа как социально-педагогическая система в настоящее время не является (и в ближайшем будущем вряд ли станет) идеальной организацией для свободного саморазвития ученика, поскольку обучение относится к зоне актуальной необходимости, определяемой государственными нормативными актами. Тем не менее, внутри этих изначально заданных рамок могут и должны осуществляться меры по обеспечению «психологической свободы» для учащихся. Одной из важнейших среди этих мер является реализация направленности школьного обучения на формирование мотивационно-потребностной сферы ученика, предполагающая постановку перед школой задачи не только «научить» и «научить учиться», но и «научить хотеть учиться» той или иной дисциплине.
Вполне очевидно, что данное пособие ни в коей мере не может претендовать на исчерпывающее решение (или даже простое описание) проблемы формирования учебной мотивации школьников. В частности, за его рамками оказался целый цикл психолого-педагогических проблем, среди которых можно указать:
- развитие средств «мотивационного мониторинга» используемых в учебной практике современных педагогических технологий развивающей направленности;
- разработка критериального аппарата для оценки «мотивационной емкости» создаваемых учебников и учебных пособий;
- исследование влияния на отношение школьников к учебной деятельности активно внедряемого в школьную практику компьютерного обеспечения учебного процесса;
- актуализация межпредметных связей как средство совершенствования учебной мотивации;
- подготовка учителя к работе по формированию мотивации учения в школе.
Авторы пособия надеются, что его содержание станет одним из «катализаторов», которые позволят в ближайшем будущем разрешить и эти, и многие другие проблемы в русле рассматриваемого научного направления.
Приложение. Методы исследования мотивации и некоторых ее коррелятов