Эксперимент по последовательному запоминанию
В ходе повседневной жизни случается, что мы присутствуем при каком-то событии и затем несколько позднее описываем его кому-то другому, кто, в свою очередь, передает рассказ третьему лицу, и таким образом отчет о событии передается далее, пока, наконец, он, возможно, не примет такую форму, в которой люди повторяют его без особых дальнейших изменений. Именно таким путем распространя-
ются слухи, создаются мнения, и при этом постоянно участвует человеческая память. Существует всем известная игра, при которой этот процесс превращается в своего рода эксперимент. Мы провели этот эксперимент во время лекции следующим образом.
Мы вызвали ряд желающих из числа присутствовавших на лекции и попросили их всех, кроме одного, уйти из комнаты. Затем мы повесили большую картину и впустили в комнату второго человека. Все присутствующие, включая первого человека, могли видеть картину, второй ее не видел. Первый человек, все время смотря на картину, попытался ясно описать ее содержание второму, и это описание было записано. Теперь в комнату вошел третий, и второй, все еще не видя картины, передал ему свой вариант ее описания. Когда он закончил свой рассказ, он присоединился к аудитории и получил возможность видеть картину, но, конечно, ему не разрешалось вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.
Таким образом, последовательные описания передавались от одного к другому, пока перед аудиторией не прошла вся группа участников эксперимента. Каждый отчет записывался на магнитофоне, ниже мы точно воспроизводим первую серию отчетов. Описание № 1 было сделано во время непосредственного наблюдения картины, № 2 и все прочие были сделаны без прямого наблюдения.
1. На картине изображена кошка, находящаяся
недалеко от центра, вправо от него; прямо над ней,
но несколько левее, находится клетка, в которой
сидит птица. Далее налево стоит ваза с цветами и
листьями. Перед ней лежит красная книга, на кото
рой лежат несколько карт, обыкновенных играль
ных карт. Направо - бутылка чернил. Все это - ваза,
кошка, бутылка чернил — находится на столе, на
крытом голубой скатертью, а над клеткой, посере
дине картины висит нечто вроде таблички, на кото
рой написано в кавычках: "Любитель птиц".
2. На картине изображен стол. В центре стола,
несколько правее находится кошка. Прямо над кош
кой, но несколько правее — птичья клетка, а в ле
вой части картины изображена ваза с цветами, пе
ред которой лежит красная книга. Направо от нее
стоит бутылка чернил. Над клеткой имеется таблич
ка, на которой написано в кавычках "Любитель птиц".
3. Посередине картины изображен стол. Слева от
стола находится птичья клетка, а над птичьей клет
кой — табличка, на которой написано в кавычках:
"Любитель птиц". Еще левее изображена красная кни
га и бутылка чернил.
4. В центре картины изображен стол. Справа от
стола — птичья клетка, а над клеткой написано что-
то в кавычках. На столе - бутылка чернил.
5. В центре картины — стол. В правой части карти
ны - птичья клетка. На верху клетки написаны ка
кие-то слова в кавычках.
6. В центре картины - стол. На поверхности стола
— птичья клетка, над которой написаны слова в ка
вычках.
Первое, что, вероятно, поразит нас при чтении этого короткого ряда отчетов, - это то, как много, оказывается, забыл каждый из рассказчиков.
Но интереснее проследить, какого рода вещи забываются и каким образом они выпадают из отче-
та. Очень неустойчивым оказывается положение одной вещи относительно другой. Птичья клетка путешествует от правой ближней к центру точки вправо, затем влево, затем снова вправо, где и остается в двух отчетах, а затем теряет определенность положения и описывается как находящаяся на поверхности стола, что большинство людей, безусловно, воспримет как "посередине стола". Все цвета, кроме одного, сразу же забываются, да и последний вскоре следует за ним. Теряется название. Исчезают случайные детали, и даже кошка, дважды упоминавшаяся в первом и во втором отчетах, в дальнейшем также исчезает. На основании последнего описания можно было бы восстановить картину, которая все же имела бы некоторое общее описательное сходство с оригиналом, но не более.
Теперь рассмотрим вторую серию, полученную точно таким же образом, но несколько более длинную и проведенную с лицами более старшего возраста.
1. На картине изображен внутренний вид поме
щения, возможно конюшни или какого-то деревян
ного строения. В верхней части картины видна кры
ша, сделанная, вероятно, из досок. На заднем плане
находится какое-то решетчатое сооружение из до
сок, а далее — сплошной фон из досок, образующих
заднюю стену дома. Справа, там, где кончается дом,
прямо к наблюдателю обращен лес. Через открытую
дверь видно водяное колесо. Перед входом в дом про
текает ручей. На переднем плане картины много ка
ких-то деревянных и металлических конструкций. На
картине изображены два человека: налево — женщи
на, везущая тачку камней; направо — мужчина, воз
можно, кузнец, держащий в руке над наковальней
щипцы, в которых зажат кусок металла. В отдалении
в левой части картины видна женщина, уходящая
через дверь. Направо, над ее головой, на балке си
дит какая-то птица.
2. Картина, кажется, изображает конюшню, де
ревянную конюшню с деревянной крышей. Посере
дине картину пересекает деревянная решетка, поза
ди которой находится сооружение из досок. Правая
стена обращена к наблюдателю, в ней имеется дверь,
через которую видны водяное колесо и ручей. В доме
два человека — женщина с тачкой, в которой лежат
камни, и мужчина, держащий щипцами кусок ме
талла на наковальне. На переднем плане — какие-то
деревянные и металлические конструкции. В левом
углу картины женщина, уходящая через дверь, а над
дверью — брус, на котором сидит птица.
3. На картине - деревянная конюшня, позади
которой - деревянная решетка. Правая стена обра
щена к наблюдателю, и через дверь видно водяное
колесо, поднимающее воду. В центре картины два
человека: один из них - женщина с тачкой, полной
камней, а другой - кузнец, держащий щипцами ку
сок металла на наковальне. С левой стороны карти
ны - женщина, выходящая через дверь. Над дверью
- брус, на котором видна птица.
5. В центре картины — конюшня, и в центре конюшни — деревянная перегородка, позади которой
- деревянная решетка. В правой стене — дверь. В ле
вой стороне картины — другая дверь, через которую
уходит женщина. В передней части картины два че
ловека - мужчина и женщина. Женщина держит тач-
ку, полную камней. Мужчина, по-видимому кузнец, держит наковальню и ударяет ею по камню.
6. В центре картины - конюшня. В центре конюш
ни - деревянная решетка. В правой части конюшни
— дверь, а в левой — еще дверь, через которую ухо
дит женщина. На переднем плане - мужчина и жен
щина. У женщины - тачка, полная камней, а муж
чина, по-видимому кузнец, держит наковальню и
ударяет ею по камню.
7. В центре картины - конюшня. В центре конюш
ни — деревянная решетка. С правой стороны конюш
ни — дверь, а с левой — еще дверь, через которую
уходит женщина. В передней части картины два че
ловека: женщина, которая катит тачку, полную кам
ней, и мужчина, похожий на кузнеца, ударяющий
камнем по наковальне.
8. В центре картины — конюшня с деревянной ре
шеткой. По обеим сторонам конюшни имеются двери.
Через левую дверь как раз выходит женщина. В перед
ней части этого изображения — женщина с тачкой,
нагруженной камнями, и мужчина, похожий на куз
неца, который ударяет камнем по наковальне.
9. На картине — конюшня с деревянной решет
кой. В конюшню ведут две двери, и через одну из них
как раз выходит женщина. На картине изображен
кузнец, ударяющий куском камня по наковальне.
10. На картине — конюшня с деревянной решет
кой. Женщина как раз выходит через дверь. В поме
щении находится кузнец; он ударяет куском камня
по наковальне.
Здесь мы наблюдаем тот же самый выраженный процесс немедленного забывания, который идет таким же путем. Расположения упрощаются, изменяются и выпадают из рассказа. Наблюдается то же самое прогрессирующее забывание несущественных деталей, причем несколько единиц остаются доминирующими (в первой серии - это стол, птичья клетка и слова, а во второй — два человека и наковальня).
Некоторые детали этой серии особо интересны, потому что они наводят на мысль о причине того, что некоторые части отчетов преимущественно изменяются или исчезают совсем. В первом описании говорится, что на картине изображено два человека, хотя в дальнейшем оказывается, что их трое. В первой попытке припомнить описание этот факт упорядочивается: два человека помещаются внутри дома, а третий — выходит из него. Но все же то, что женщина с тачкой, полной камней, оказывается внутри "дома", который также описывался как "конюшня", кажется несколько странным. Из следующего отчета исчезает "дом", а люди размещаются в "центре картины". Наблюдатель № 4 заставляет кузнеца ударять "по наковальне", что, конечно, является совершенно естественным для него действием. Но в следующем отчете закладывается основание для некоторых более существенных изменений, так как из него исчезают щипцы кузнеца и заменяются камнем (возможно, взятым из тачки), а человека заставляют держать наковальню и ударять ее по камню. Это действие кажется необычайным, и вскоре взаимоотношение изменяется, и кузнец "ударяет камнем по наковальне". Наконец, женщина с тачкой исчезает, остается единственный камень, и кузнец пользуется камнем просто как молотком.
Опять-таки можно было бы на основании последнего описания восстановить картину, которая имела бы в общих чертах сходство с оригиналом, но не более.
Если вы захотите провести целый ряд экспериментов такого типа, вы обнаружите вновь и вновь те же самые характерные черты — тенденцию опускать побочные детали или связывать их таким образом, что они просто кажутся чем-то вроде инвентарного списка предметов; большое количество неточностей, касающихся относительного расположения предметов; сильную тенденцию помещать один или два предмета где-то посередине и в конечном счете опускать остальные; большую путаницу и забывание в отношении качеств предметов, в особенности цветов, размеров и форм; большую вероятность того, что названия и имена будут забыты, а фразы - изменены; не меньшую вероятность того, что необычные и странные взаимоотношения, например, то, что наковальню держат и бьют ею по камню, сохранятся на короткое время, но в конце концов или полностью исчезнут, или примут форму, более соответствующую нормальной практике. <...>
Как мы запоминаем
Любопытно, что большинство людей, пытавшихся выяснить, каким образом происходит запоминание, начинали с особого случая запоминания - с заучивания наизусть. Давайте попытаемся установить, какие закономерности выступят, если мы начнем с гораздо более обычного случая — запоминания в повседневной жизни. Очевидно, этот процесс является основным, а любая другая, более специальная, форма вырастает из него под влиянием специальных условий.
Одно является совершенно ясным. Обычно не бывает так, что, увидев или услышав что-либо, мы автоматически формируем систему следов, которая хранится в памяти и которую мы можем извлечь вновь, когда это потребуется, точно в таком же виде, как она там запечатлелась. В действительности на протяжении всей своей жизни мы накапливаем массу более или менее организованного опыта, отдельные части которого всегда склонны влиять друг на друга и всевозможными путями изменять одна другую. Таким образом, говоря о следах в памяти, которые мы используем при припоминании, мы должны рассматривать их скорее как учебный материал, который постоянно подвергается пересмотру; при каждом его пересмотре вносится новый материал, а старый выпадает или изменяется.
Равным образом очевидно и то, что мы не просто нагромождаем в памяти общую массу спутанного материала. Накопленный материал всегда находится при нас, и мы припоминаем его, когда он нам нужен, большими рабочими группами, которые, более чем что-либо иное, соответствуют направлению наших интересов. Опыт спортивных игр образует одну группу, трудовой опыт — другую, и обе эти очень большие группы подразделяются на большое число других, соответственно нашим особым интересам, связанным с определенными видами игр или труда.
Для чего вообще нам приходится пользоваться памятью? Для того чтобы прошлый опыт оказал нам помощь в решении непосредственно стоящих перед нами проблем. Но условия, с которыми мы встречаемся в настоящем, никогда не являются точным воспроизведением прошлых условий, и требования, предъявляемые нам в настоящем, за исключением особых и довольно искусственных случаев, очень редко полностью совпадают с требованиями, существовавшими в прошлом. Следовательно, чаще всего мы стремимся к тому, чтобы преобразовать прошлое, а не просто повторить его.
Но не только материал, накопленный в процессе жизненного опыта, организуется в эти живые, растущие и видоизменяющиеся массы, обычно и сами интересы, играющие главную роль в процессе их формирования, вступают во взаимосвязь. <...>
Теперь, вероятно, начинает становиться яснее, почему, если мы знаем, что от нас потребуется буквальное и точное воспроизведение, нам приходится прибегать к особым приемам, имеющим специальные названия, например, к "заучиванию наизусть". Фактически во всех подобных случаях дело сводится к тому, что мы пытаемся создать какой-то особый род интереса к материалу, подлежащему изучению и сохраняющему его на необходимый срок. Часто это бывает "экзаменационный интерес" или интерес, имеющий целью удовлетворить требования отдельного преподавателя, или, возможно, интерес, связанный с каким-либо диспутом или обсуждением. Чем лучше интерес сохраняется в изолированном состоянии, тем более вероятно, что запоминание в границах данного интереса будет точным и буквальным. Не удивительно, что многие из нас считают это очень трудным. Нам приходится при этом использовать, например, стихи, песню и танец, а также специальные способы запоминания, называемые мнемичес-кими приемами. И все же повседневные привычки окажутся слишком сильными и изменения будут вкрадываться в запоминание, хотя нам и может казаться, что никаких изменений нет. <...>
Выводы
1. Нетрудно доказать, что многие вещи, которые
кажутся непосредственно наблюдаемыми, фактичес
ки возникают в сознании в результате прошлого
опыта, т. е. вспоминаются.
2. Обычные эксперименты по заучиванию наи
зусть показывают, что имеется нормальная и посто
янная кривая забывания и что:
а) при запоминании всякого материала, но в
особенности бессмысленного, большое количество
материала забывается вскоре после запоминания;
б) результатом "усилия запомнить" часто оказы
вается быстрое непосредственное забывание;
в) расположение отдельных единиц или мате
риала в той последовательности, в какой нужно за
помнить, играет большую роль при припоминании,
причем лучшие для запоминания положения - на
чальное и конечное;
г) сон может остановить забывание и, возмож
но, таким образом увеличить вероятность точного
воспроизведения;
д) при заучивании материала до известной сте
пени можно определить, в течение какого периода
будет возможно его точное сохранение;
е) при запоминании большого или трудного сло
весного материала распределенное повторение на
стадии заучивания обычно оказывается более эко
номным, чем концентрированное;
ж) это, однако, может быть связано с естествен
ной склонностью завершать недоконченные или не
полные действия, как только это позволят время и
условия.
3. Запоминание в повседневной жизни очень ред
ко представляет собой точное повторение оригина
ла. Если бы это было так, оно было бы совершенно
бесполезным, потому что мы вспоминаем происшед
шее в одних условиях для того, чтобы это помогло
нам разрешить проблемы, возникающие в иных ус
ловиях.
4. Самым быстрым и наглядным способом пока
зать те огромные изменения, которые обычно име
ют место при запоминании в повседневной жизни,
является эксперимент по последовательному припо
минанию, в котором принимают участие несколько
человек один за другим. Почти такое же количество
изменений того же характера происходит при по
вторном припоминании материала отдельным чело-
веком. Хотя в этом случае процесс может быть очень длительным.
5. Если мы попытаемся представить себе, что де
лает возможным запоминание в той форме, кото
рую оно обычно принимает, мы должны предста
вить себе материал, накопленный в результате про
шлого опыта, как постоянно организующийся и пе
рестраивающийся в большие группы, главным об
разом под влиянием ряда взаимосвязанных специ
альных интересов. Обычное запоминание гораздо в
большей степени является реконструкцией, чем точ
ным повторением, которое требует применения осо
бых приемов заучивания.
6. Если мы считаем, что "хорошая память" - это
способность правильно и с буквальной точностью
припоминать материал, то секрет ее заключается в
длительной упорной работе при заучивании и в раз
витии интересов, каждый из которых совершенно
самостоятелен и изолирован от других. Если же, как
и следует, под "хорошей памятью" мы понимаем за
поминание того, что является наиболее полезным
для успешного приспособления к требованиям,
предъявляемым нам жизнью, то ее секрет заключа
ется в организации прошлого опыта под воздействи
ем многосторонних интересов, тесно связанных
между собой.