Репродуктивное и конструктивное запоминание. Метод последовательного припоминания


Ф.Бартлетт ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ* Кривая забывания

Первые действительно хорошо поставленные эксперименты в области запоминания были прове­дены немецким психологом Эббингаузом в 1885 г. Если мы составим список обычных слов и дадим испытуемым указание попытаться их запомнить, может оказаться, что некоторым хорошо знакома одна часть этих слов, другие знают другую группу слов и наконец для третьих все слова могут оказать­ся незнакомыми. Это будет напоминать положение, при котором люди приготовились к состязанию в беге без учета различий в условиях соревнования. Эббин-гауза интересовало, нет ли какого-нибудь способа создать при проведении этого опыта равные условия для всех его участников. Ему пришла в голову блес­тящая мысль использовать бессмысленные слоги. Вы записываете две согласные с промежутком между ними и затем вставляете любую гласную с тем, что­бы получилось бессмысленное слово из трех букв. Та­ким образом можно составить список любой длины, состоящий из бессмысленных трехбуквенных слов. Нужно удостовериться в том, что ни одно слово в списке не начинается с той же самой буквы алфави­та, что и предыдущее, или со следующей очередной буквы алфавита. Нужно предусмотреть, чтобы сто­ящие рядом слова не рифмовались, и принять еще некоторые меры предосторожности, которые могут быть легко установлены каждым. Запоминающий ви­дит одновременно только одно слово и каждое — на одинаковый промежуток времени.

Эббингауз сам занялся заучиванием подобных списков, повторяя каждый очередной слог при предъявлении, пока не доходил до конца списка, а затем пытался повторить весь список по памяти. Он считал список выученным, когда ему удавалось до­биться первого безошибочного повторения всего списка. Затем по прошествии различных периодов времени он устанавливал, насколько меньше време­ни нужно затрачивать на повторение заучивания. На базе полученных данных он вывел свою знаменитую кривую забывания.

Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запо­минание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь.

Конечно, редко случается, что какой-нибудь материал, который мы пытаемся заучить наизусть, оказывается настолько же лишенным смысла, как тот, которым пользовался Эббингауз. Если заучива­ется список обычных слов, то темп их забывания

Репродуктивное и конструктивное запоминание. Метод последовательного припоминания - student2.ru * Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 94-114.




будет значительно медленнее и период наибольшего забывания наступает позднее. Но все же при работе со словесным материалом любого типа наверняка происходит заметное забывание, вскоре после того как материал впервые выучен. Таким образом, зани­маться зубрежкой почти всегда совершенно невы­годно: удачи здесь могут быть только случайными.

Сначала может показаться странным, что мы склонны забывать как раз то, что мы особенно ста­рались запомнить. Однако мы делаем особое усилие запомнить материал только тогда, когда по какой-то причине он оказывается для нас трудным и мы боимся забыть его в дальнейшем. Кажется, что пер­вое впечатление - "Я никогда не смогу запомнить это" — действует гораздо сильнее, чем любое после­дующее решение приложить все возможные усилия для запоминания материала.

Когда человек организует материал, подлежащий запоминанию, его работа часто напоминает работу людей, которые начали строить мост через реку с обоих берегов, с тем, чтобы встретиться посредине. Если все детали имеют приблизительно одинаковое значе­ние, то, вероятно, первыми будут установлены те, которые находятся в начале и конце, а последними -те, которые располагаются ближе к середине. Поэто­му, если при заучивании рядов слов некоторые из них кажутся особенно трудными, лучше запоминать эти слова, не пытаясь сделать особое усилие, а поместить их, если это возможно, в наилучшее положение и затем заучивать наравне с другими. <...>

Иногда говорят, что спокойный сон предотвра­щает забывание, так что можно рекомендовать зау­чивать то, что мы хотим запомнить незадолго до нормального времени сна; в этом случае, проснув­шись, мы обнаружим, что оно запечатлелось в па-мятиярко и четко. В этом, безусловно, есть доля ис­тины. Это неоднократно проверялось эксперимен­тальным путем, и общие результаты показали, что сон действительно приостанавливает обычный про­цесс забывания. <...>

Наши рекомендации