Влияние расположения элементов в ряду
Прогрессивное н регрессивное «нутреимее торможение
...Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Точнее, эмпирически установлено, что хуже всего запоминаются элементы, несколько смешенные от центра к концу ряда. Это явление, отмеченное уже Эббингаузом (1885), было подтверждено многими психологами, в том числе Робинсоном и Брауном (1926), Фуко (1928), Лепли (1934), Уордом (1937) и Ховлэндом (1938). Его легко показать, если, используя метод антиципации, предложить группе испытуемых заучить ряд вербальных стимулов, а затем для последовательных периодов научения представить на кривой количество правильных антиципации стимулов, занимающих различные места в ряду, от 1-го до и-го (рис. 1).
Согласно объяснению, предложенному Фуко (1928), это явление есть результат взаимодействия двух процессов торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих последнее. Первый процесс - прогрессивное внутреннее торможение - проявляется в том, что ответы на предыдущие стимулы оказывают интерферирующее влияние на ответы, относящиеся к последующим стимулам; второй процесс — регрессивное внутреннее торможение - проявляется в том, что ответы на последующие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к предшествующим стимулам. Вытекающая из такого понимания гипотеза может быть сформулирована следующим образом: влияние прогрессивного или регрессивного внутреннего торможения на ответ, относящийся к данному стимулу, будет тем сильнее, чем больше число предшествующих стимулов в первом случае и последующих во втором. <...>
Другая гипотеза, предложенная Фуко, исходит из того, что прогрессивное торможение, ослабляя ответы, увеличивает тем самым подверженность этих ответов воздействию регрессивного торможения. Одновременное действие этих двух видов торможе-
ния на все ответы, относящиеся как к предшествующим, так и к последующим стимулам, вызывает общее торможение, гораздо более сильное, чем можно было бы ожидать от сложения этих видов торможения <...>.
100т
1 23456789 10
Порядок предъявления элементов
Рис. 1. Влияние положения элементов на запоминание ряда из 10 трехзначных чисел. Всего было 8 рядов и 11 испытуемых. Кривые, обозначенные цифрами 1, 5, 9, 13, 17 относятся соответственно к 1, 5, 9, 13 и 17 пробам. Каждая из точек, использовавшихся для построения этих кривых, обозначает процент правильных ответов при 8, 11 и 88 попытках антиципации следующего числа на основании предыдущего (по Робинсону и Брауну, 1926).
23456789 10
Расположение элементов в ряду
Рис. 2. Зависимость количества воспроизведенных элементов (средние данные) от расположения этих элементов в ряду (по Андервуду и Ричардсону, 1956).
Первые и последние элементы ряда оказываются в благоприятном положении также и при отсроченном воспроизведении. Кривая на рис. 2 показывает число правильных воспроизведений бессмысленных слогов в зависимости от положения слогов в ряду через 24 часа после заучивания, продолжавшегося до достижения критерия первого безошибочного воспроизведения (Андервуд и Ричардсон, 1956). Постман и Pay (1957) получили аналогичные результаты для интервалов в 24 и 48 часов, используя ряды английских слов. Причины этого долговременного эффекта, по всей вероятности, различны: с одной стороны, ответы на первый и последний стимулы лучше сохраняются ввиду того, что, запоминаясь первыми, они наиболее часто воспроизводятся испытуемыми в ходе научения; с другой стороны, ответы на стимулы, находящиеся в середине ряда, может быть,
более чувствительны по сравнению с остальными к явлениям проактивной и ретроактивной интерференции, поскольку они являются менее устойчивыми и широко подвержены влиянию прогрессивного и регрессивного торможения. <...>
Степени однородности материала
Степень сходства или различия элементов материала играет важную роль во многих психических процессах и особенно в перцептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памяти. Эта проблема привлекла внимание многих психологов, которые рассматривали ее либо в неоассоцианистс-ком аспекте (Гибсон, Андервуд), либо в рамках геш-тальттеории (фон Ресторф).
Роль сходства в запоминании*
Что касается запоминания материала, то работы Гибсон (1942) — с аналогичными слогам бессмысленными изображениями, Андервуда — с прилагательными, предъявлявшимися в рядах (1951) или попарно (1951), с рядами бессмысленных слогов (1952), триграмм согласных (1955) показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастаетс увеличениемсходства между элементами материала.
Для иллюстрации мы приводим в табл. i среднее число проб, которое понадобилось для достижения критерия усвоения при заучивании разных видов материала. Для каждого материала использовались две степени сходства. Во всех этих экспериментах, описанных Андервудом, применялся метод антиципации с интервалами 30 с между двумя последовательными пробами. <...>
Разнородный материал и эффект фон Ресторф
Что бывает, когда элементы материала являются разнородными, например, если числа чередуются в различных пропорциях со слогами или цветами? Ответ на этот вопрос содержится в работах, выполненных в 1933 г. ученицей В. Келера фон Ресторф. В первом исследовании были использованы пять видов материала: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета. Эти виды материала были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары. Например, 4 пары
* Если два или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны. Вопрос о том, в чем и а какой мере различные стимулы следует считать сходными, является трудной проблемой, которая до сих пор получила лишь крайне эмпирическое решение. Среди критериев, используемых в этом отношении психологами, можно указать следующие.
а. В самом общем виде два однородных стимула имеют боль
шее сходство между собой, чем два разнородных, например, два
слова обладают большим сходством, чем слою и цвет; стимулы,
поддающиеся ранжированию на однородном физическом кон
тинууме, являются наиболее благоприятным случаем с точки зре
ния измерения; их степень сходства будет тем больше, чем мень
ше физически измеряемое расстояние между ними; так, при оди
наковой громкости тон в 1000 Гц более сходен с тоном в 2000 Гц,
чем с тоном в 5000 Гц.
б. Степень сходства двух стимулов тем выше, чем больше
число общих идентичных элементов, образующих эти стимулы,
например, слоги ФЕД и НЕД имеют более высокую степень сход
ства, чем слоги ФЕД и РЕИ, последние же более сходны друг с
другом, нежели слоги ФЕД и ХОН.
в. Два стимула сходны, если образующие их структуры иден
тичны или сходны друг с другом, например, два квадрата разной
Таблица 1
Зависимость числа проб, необходимых для достижения критерия усвоения материала, от степени сходства элементов материала (средние данные) (по работам Андервуда)
Виды | Критерий сходства | Степень сход | |
материала | низкая | вые | |
Ряды из:14 прилагательных (1951) 14 слогов (1952) ' 10 пар прилагательных (1951) | Семантический Число одинаковых букв Семантический | 13,21 24,00 9,30 | 17 32 15 |
10 пар слогов (1953) | Число одинаковых букв | 22,42 |
1 Примечание. Для радов из 14 слогов средние данные мы определили приблизительно путем анализа графика, приводимого автором исследования.
слогов, 1 пару геометрических фигур, 1 пару букв, 1 пару цветов, 1 пару чисел или 4 пары букв и по 1 паре каждого из других видов материала и т. д. В эксперименте исследовались все возможные сочетания указанных разновидностей материала.
Подготовленные таким образом ряды предъявлялись испытуемому два или три раза, затем, после небольшого перерыва, во время которого испытуемый был занят нейтральной деятельностью, приступали к испытанию сохранения по методу парных ассоциаций. В табл. 2 приводятся абсолютные и относительные величины правильных ответов, полученных на 22 испытуемых, для различных типов пар и всего материала в целом.
Например, при наличии в ряду 4 однородных фигур было получено только 33% правильных ответов; однако если в ряду имеется лишь одна пара фигур, находящихся среди 7 других пар, то количество правильных воспроизведений этих фигур возрастает до 74%.
Следовательно, как правило, независимо от характера материала,если взаучиваемом ряду разнородные элементы перемежаютсяс большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные.
Однако если степень разнородности всех элементов ряда одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохра-
величины или музыкальная мелодия в переложении на две различные тональности.
г. Два стимула сходны, если они относятся к одной и той же
семантическойкштвгории, например, понятия "стол", "стул", "шкаф",
"буфет" более сходны между собой, чем понятия "стол", "абри
кос", "лошадь", "солнце". Внутри этой категории максимальное
сходство присуще словам-синонимам, обозначающим один и тот
же предмет.
д. Наконец, два стимула сходны, если их появление вызывает
"идентичные" или "сходные" ответы, например, два различных
резко звучащих слова, вызывающие появление кожногальвани-
ческих реакций.
Указанные признаки сходства, перечисление которых здесь не является исчерпывающим, крайне многообразны как по своей природе, так и по психологическим процессам, которые они вызывают у испытуемых: семантическое сходство есть следствие вербального научения, тогда как сходство между двумя звуками - это проблема сенсорного различения. Кроме того, они могут сочетаться: так, два слова могут быть сходны одновременно с точки зрения их значения, фонетического состава и реакций, которые они вызывают.
Таблица 2
Воспроизведение однородных и разнородных пар стимулов в опыте фон Ресторф
Типы пар | Слоги | Фигуры | Числа | Буквы | Цвета | Всего | ||||||
О | Р | О | Р | О | Р | О | Р | О | Р | О | Р | |
Абсолютные величины | ||||||||||||
Проценты |
О : однородные в ряду; Р: разнородные (изолированные) пары в ряду (по фон Ресторф, 1933,
с. 302).
нению элемента, расположенного среди однородных элементов. Фон Ресторф (1933) доказала это экспериментально. Она использовала 3 типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в один день:
ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов;
ряд И: за 1 слогом следовало 9 чисел;
ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 цвет, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 знак препинания, 1 химическая формула, 1 пуговица и 1 графический символ.
Через 10 мин после предъявления каждого ряда перед испытуемыми ставилась задача воспроизвести те элементы, которые они запомнили. Анализ результатов показал, что:
1) лучше всего воспроизводятся (наибольшее
количество правильных ответов) изолированные
элементы ряда (цифра в ряду I и слог в ряду II). Эти
элементы правильно воспроизводились в 70% слу
чаев;
2) количество правильных воспроизведений этих
же самых элементов, находящихся в ряду III, равня
лось 40%;
3) однородные, элементы ряда I (слоги) и ряда
II (цифры) правильно воспроизводились лишь в
22% случаев.
С помощью более точных методик другие исследователи - Пиллсбери и Рауш (1943), Зигель (1943) - подтвердили результаты фон Ресторф. <...>