Метод рассуждения вслух и анализ средств

Мыслительного процесса в гештальтпсихологии. Проблема

Выделения стадий мыслительного процесса. Построение

Графа решения задачи

К.Дункер

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

(О ПРОЦЕССАХ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ) *

"Проблема" возникает, например, тогда, когда у живого существа есть какая-либо цель и оно "не зна­ет", как этой цели достигнуть. Мышление выступает на сцену во всех тех случаях, когда переход от дан­ного состояния к желаемому нельзя осуществить путем непосредственного действия (выполнения та­ких операций, целесообразность которых не вызы­вает никаких сомнений). Мышление должно наме­тить ведущее к цели действие прежде, чем это дей­ствие будет выполнено. "Решение" практической про­блемы должно поэтому удовлетворять двум требова­ниям: во-первых, его осуществление (воплощение в практике) должно иметь своим результатом дости­жение желаемого состояния, и, во-вторых, оно дол­жно быть таким, чтобы, исходя из данного состоя­ния, его можно было осуществить путем "соответ­ствующего действия".

Практическая проблема, на которой я наиболее детально изучал процесс нахождения решения, та­кова: надо найти прием для уничтожения неопери-руемой опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности разрушают органи­ческие ткани, при этом окружающие опухоль здоро­вые части тела не должны быть разрушены.

Таким практическим проблемам, в которых спра­шивается: "Как этого достигнуть?" — родственны те­оретические задачи, в которых стоит вопрос: "Из чего это следует?". Если там (в практических задачах) про­блема возникала из того, что не было видно прямо­го пути, ведущего от наличной действительности к цели, то здесь (в теоретических задачах) проблема возникает из того, что не видно пути, ведущего от данных условий к определенному утверждению или предположению (или константному факту).

В нашем исследовании речь идет о том, каким образом из проблемной ситуации возникает решение, какие бывают пути к решению определенной проблемы.

Методика

Эксперименты протекали следующим образом. Испытуемым — это были по преимуществу студенты

Метод рассуждения вслух и анализ средств - student2.ru ' Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1981. С. 258-268.

или школьники -- предлагались различные интеллек­туальные задачи с просьбой думать вслух. Эта инст­рукция "думать вслух" не совпадает с обычным при экспериментальном изучении мышления требовани­ем самонаблюдения. При самонаблюдении испы­туемый делает самого себя как мыслящего индивида предметом наблюдения; мышление же думающего вслух направлено непосредственно на существо воп­роса, оно лишь выражено вербально.

Когда кто-либо при размышлении непроизволь­но говорит, ни к кому не обращаясь: "Надо, пожа­луй, посмотреть, нельзя ли..." или "Было бы пре­красно, если бы можно было показать, что...", то никто не назовет это самонаблюдением; и тем не менее в таких высказываниях отражается то, что яв­ляется, как мы увидим далее, "развитием проблемы".

Испытуемому настойчиво предлагалось не остав­лять без вербализации никакой мысли, какой бы беглой или неразумной она ни была. Когда испытуе­мый считал себя недостаточно подготовленным, он должен был спокойно спросить экспериментатора (эксп.). Но для решения задач не нужно было ника­ких специальных предварительных знаний.

Метод рассуждения вслух и анализ средств - student2.ru

Рис. 1

Протокол решения задачи на "облучение"

Начнем с задачи на "облучение". Обычно при этой задаче показывался схематический чертеж (рис. 1). В самый первый момент каждый представлял себе задачу примерно таким образом (поперечный разрез через тело, в середине - опухоль, слева - аппарат, из которого идут лучи). Но, очевидно, так задача не решается.

Из имеющихся у меня протоколов я выбираю протокол такого процесса решения, который осо­бенно богат типическими ходами мысли и притом особенно длинен и полон (обычно процесс протекал более связно и с меньшей помощью эксперимента­тора).

Протокол

1. Пустить лучи через пищевод.

2. Сделать здоровые ткани нечувствительными к
лучам путем введения химических веществ.

3. Путем операции вывести желудок наружу.

4. Надо уменьшить интенсивность лучей, когда
они проходят через здоровые ткани, например (мож-



Извлечение без повреждения здоровых тканей

Метод рассуждения вслух и анализ средств - student2.ru Устранение контакта между лучами и здоровыми тканями


Наши рекомендации