Выбор способа и шкалы измерения
Для выбора способа и шкалы измерения необходимо рассмотреть следующие концепции:
1. Номинальная – которая служит только как ярлыки или метки для опредиления и классификации объектов строгим соответствием. Такая шкала применяется в 1,10 вопросах
2. Точечная рейтинговая, сбалансированная, с нечетным количеством точек и побуждением выбора применяется в 6 вопросе.
3. Пропорциональная – позволяет нам идинтифицыровать и класифицыровать объекты, ранжировать их, а также сравнивать интервалы и разницы – 4, 9 вопрос.
4. Интервальная – числовая шкала, 8 и 11 вопросы.
5. Порядковая – ранговая шкала, которая отражает относительную степень выраженности частоты покупки канцтоваров – 3 вопрос
6. Предпочтение – выбор между возможными вариантами; утверждение того, что один вариант лучше других и обладает большей полезностью для лица, осуществляющего выбор. В данном исследовании необходимо выявить каким образом магазин влияет на выбор покупателя – 5 и 7 вопрос.
7. Отношение покупателей к покупке. Какое отношение покупателей г. Желтые Воды к предложенным товарам – 2 вопрос.
Для оценки надежности и валидности измеряемых показателей было проведено пилотное исследование с объемом выборки 10 человек.
Для оценки надежности использовалась оценка надежности по повторному испытанию, то есть повторное применение тех же инструментов измерения к тем же объектам исследования с последующим сравнением согласованности результатов. Существенных отклонений не обнаружено, следовательно, измеряемые показатели достаточно надежны.
Для оценки валидности использовалась оценка валидности по составу: систематическая, но субъективная оценка соответствия инструмента измерения задаче исследования, состоит в оценке представительности или адекватности выборки вопросам, составляющим инструмент измерения. В результате оценки выявили, что инструмент измерения соответствует задаче исследования и выборка адекватна вопросам, составляющим инструмент измерения.
При выборе той или иной шкалы могут быть приняты во внимание такие факторы как:
- Соответствие шкалы выбранному методу сбора информации.
ü Время, которое требуется респонденту для ответа при помощи
шкалы.
ü Простота обращения со шкалой.
ü Возможность применения для измерения определенных концепций
различных шкал.
ü Степень сбалансированности позитивных и негативных позиций в
шкале в случае, если исследователю наверняка известна
преобладающая оценка респондентами измеряемого объекта.
ü Количество категорий включенных в шкалу.
- Четное или нечетное количество точек шкалы.
- Необходимость вербализации точек шкалы.
- Применение вопросов с побуждением выбора или без побуждения
выбора.
Для получения полного объема необходимой информации при исследовании поставленной задачи использовались номинальная и интервальная шкалы.
Принятие решений по выборке
При принятии решений по выборке необходимо отметить следующие основные вопросы:
ü Определение генеральной совокупности;
ü Описание доступа к выборке;
ü Выбор единицы выборки;
ü Выбор типа выборки;
ü Определение объема выборки;
ü Описание процедуры реализации выборочного исследования.
Определение генеральной совокупности. Все взрослое население г. Желтые Воды, Днепропетровской области.
Определение доступа к выборке.При исследовании средством доступа к выборке будет карта, на которой представлены улицы г. Желтые Воды, в пределах которых должен будет осуществляться «случайный» отбор респондентов.
Выбор единицы выборки. Все люди, проживающие в г. Желтые Воды, так как необходимо анализировать рынок канцтоваров.
Выбор типа выборки. При данном исследовании будет использоваться простая случайная выборка, так как генеральная совокупность однородна.
Определение объема выборки.Объем выборки будет осуществляться на основании статистического метода расчета. Этот метод используется для простой случайной выборки с пропорциональным распределением искомого признака:
где , n – объем выборки;
Z – число, определяемое по таблице критических точек стандартного нормального распределения в зависимости от принятого уровня надежности;
p,q – пропорции, на которые делится генеральная совокупность распределением признака; значение определяется по данным вторичной информации или путем проведения небольшого предварительного исследования с целью оценки данного параметра;
е – допустимая ошибка измерения признака; задается исследователем, исходя из специфики изучаемой проблемы.
В результате пилотного исследования (опрос 10 человек) были определены показатели q, где p = 0,8(количество респондентов, которые считают наличие канцтоваров не полным и не самым лутшим) и q = 0,2 (количество респондентов, которые удовлетворены товарами, но некоторые факторы играют не последнюю роль при их выборе).
Z = 1,65 с уровнем надежности выборки 90%. Также допустимо 12% ошибки измерения признака. Тогда объем выборки равен:
Так как уровень участия респондентов составляет 95%, (был определен по результатам пилотного опроса) то количество необходимых контактов будет составлять:
30 / 0,95 = 32 человека
Для получения выборки объемом 30 человек необходимо осуществить 32 опроса респондентов.
Описание процедуры реализации выборочного исследования. Составляем план выборки, который состоит из: карты улиц г. Желтые Воды; инструкции проведения опроса (где начинать и в какую сторону двигаться); инструкции отбора респондентов (если Вы подошли к респонденту, который отказывается от участия в опросе или является неквалифицированным, перейдите к следующему. Процедуру необходимо выполнять до тех пор, пока не будет опрошено необходимое количество респондентов, определяемое рассчитанным объемом выборки).