Методика констатирующего эксперимента.
Используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта, т. е. позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов.
Следующим требованием является надежность определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Этому должны служить определенные качественные и количественные показатели и критерии. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состоянии (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений.
Необходимо, чтобы обследование не продолжалось более одного часа, так как для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития — оно должно быть поэтапным. Первичное обследование должно включать определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушений психического развития. Результаты первичного обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических или параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).
В клинической и психологической практике широко используются различные наборы диагностических методик, тем не менее, для большинства из них не установлены критерии, которые позволяли бы провести не только дифференциацию внутри ЗПР, но и надежно отграничить эту аномалию от психических нарушений иной этиологии и патогенеза.
Эксперимент проводился в школе № 1275, коррекционном классе. Для всех детей были составлены карты обследования (См. Приложение № 1). В карты входили сведения о ребенке, характеристика его состояния, длительность посещения коррекционного класса. В эксперименте приняли участие 20 детей. Из них 10 детей составили экспериментальную группу (ЗПР, нарушения речи), и 10 детей – контрольную группу (здоровые дети).
Нами была использована комбинированная методика, составленная на основе материалов следующих педагогов-дефектологов: Н.Б.Покровского (слоговые таблицы), Соботович Е. Ф. (исследование фонематического анализа и синтеза), Мальцевой Е.В. (общие положения по исследованию звукопроизношения).
Описание методики исследования.
С учётом указанных выше теоретических положений были определены следующие направления методики констатирующей эксперимент;
1) исследование состояния звукопроизношения;
2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;
3) исследование сформированности фонематического анализа-синтеза, фонематических представлений;
4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.
Исследование восприятия устной речи:
1. Исследование состояния звукопроизношения. Осуществлялось общепринятыми в логопедической практике методами.
Оценка состояния звукопроизношения: правильное произношение всех звуков - 4 балла, нарушение произношения 1 группы звуков - 3 балла, нарушение произношения 2 группы звуков - 2 балла, нарушение произношения 3 группы звуков – 1 балл, нарушение произношения свыше 3 групп звуков - 0 баллов.
2. Исследование восприятия речи на фонетическом уровне.
1) Повторение изолированных слогов.
Материал исследования - слоговые таблицы Н.Б.Покровского. При восприятии лицо экспериментатора экранизируется.
Таблица 1. Няк пуль бущ мят свум сось пиц чтал дроп хач ниф зощ плись рып дум рысь лут сич вость дыс френ рей бер чть выс гум трюх шеть тют ефь ек стел тыпь геф бац трит шись деп здес торь вок жоф эфт трух фик пефь вик щек кась зех.
Таблица 2. Лир нет трен рась скум цать дян стот прыл крош дуч свар порь нар зунь суп пяф заль сель хил чтел лась хуф несть вый касть реф ряс фыл урм жась кеш пыц гуть лишь бис туш дес сых яс лень маф зюс чеф буф щеп длаф тер непь шодь
Таблица 3. Рон нящ цый репь шох гипь яй фсоф тас кер фсен чумь щал крыс вяф орай рир самь руфь дас юц пел тряпь тящ мыл зах ность дечь тац прит лог дыст пуг хас нип штись тум бяй ныф мям куй зич жиг гом прас боть шарь нунь дмен вафь
Таблица 4. Рек ниц зном рыс гек таль вуф треп мел пась зырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сяк рац срок шусь хул штай изм дват трель нуц репь ший дам плом кац бех чинь шурь луф фишь сузнь прень стар бань вюр нах бем сах десь жус цой порь.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
Оценка выполнения: неправильное воспроизведение от 1 до 2-х слогов- 3 балла, от 20 до 40 - 2 балла, от 40 до 60 -1 балл, свыше 60 слогов - 0 баллов.
2) Повторение слов с различными частотными характеристиками спектра звучания,
Материал исследования - 3 группы слов, ориентированные по своему составу на определенные частотные характеристики спектра звучания.
а) повторение слов, состоящих преимущественно из высокочастотных звуков -только из высокочастотных звуков (высокие+высокие): шить, тяжесть, десять, шутить, задеть, чуять, суша, счастье; из высокочастотных в сочетании с среднечастотными звуками (высокие + средние) зал, цель, узел, сени, шило, сало, сено, ванна, сера, число; из высокочастотных в сочетании с низкочастотными звуками (высокие + низкие): сок, черт, усик, тяга, сода, шуба, сухо, живо;
б) повторение слов, состоящих преимущественно из среднечастотных звуков: только из среднечастотных звуков (средне + средние): ну, мы, рано, мера, ныне, еле, рана, мина, лимон, мирон); из среднечастотных звуков в сочетании с высокочастотными (средние +высокие): наш, ночь, меньше, лучше, месяц, мощи, разрез, летал, иметь; из среднечастотных звуков в сочетании с низкочастотными (средние + низкие): над, нет, ряд, альфа, муха, мука, рота, нету, нота;
в) повторение слов, состоящих преимущественно из низкочастотных звуков: -только из низкочастотных звуков (низкие + низкие): ход, быт, то, обувь, веко, туго, худо, утка, око, того; из низкочастотных в сочетании со среднечастотными (низкие + средние): том, топ, конь, атом, воля, поле, пара, тонна, утро, дама.
Процедура: ребенку для восприятия поочередно предъявляется 3 группы слов, которые он должен воспроизвести. Каждое слово предъявляется один раз. Лицо экранизируется.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду говорить слова, повторяй за мной».
Оценка выполнения; правильное воспроизведение слов трех групп - 3 балла, ошибочное воспроизведение слов одной из групп - 2 балла, ошибочное воспроизведение слов из 2-х групп - 1 балл, ошибочное воспроизведение слов из 3-х групп - 0 баллов.
3. Исследование восприятия речи на фонологическом уровне.
1) Различение согласных звуков различной степени акустической и артикулярной противопоставленности в словах.
Материал исследования: предметные картинки (слова - квазиомонимы): почка - бочка, катушка - кадушка, кора -гора, софа - сова, зуб - суп, луша - лужа, лук - люк, круг - крюк, осы - оси, банка - банька, мишка - мышка, сом - том, зверь - дверь, лиса - лица, кочка - кошка, Марина - малина, рак - лак, крыша- крыса, мишка - миска, роза - рожа.
Процедура: ребенку предлагалась пара картинок и давалась инструкция: «Покажи ту картинку, которую я назову».
Оценка: правильное выполнение - 3 балла, нарушение 'дифференциации только по одному признаку - 2 балла, по 2-м признакам - 1 балл, более чем по 2-м признакам - 0 баллов.
2) Различие согласных звуков в слогах. Речевой материал слоги, сак - ряк, сяк - щак, як -ляк, пяк- пак, гак -как,мяк - няк вак - бак, дак - нак, лак - рак, тяк -чак.
Процедура: эти пары слогов соотносятся с парой геометрических фигур одной формы, но разного цвета. Лицо экранируется, дается инструкция, в соответствии с которой ребенок проделывает необходимые операции с фигурами, соответствующие названным слогам.
Инструкция: «Покажи...», «Дай...», «Возьми» и т.д.
Оценка: правильное различие звуков во всех десяти парах - 3 балла, ошибочное различие пар слогов, отличающихся акустически близкими звуками - 2 балла, ошибочное различие пар слогов, отличающихся артикуляторно близкими звуками - 1 балл, отличающихся артикуляторно и акустически контрастными звуками - 0 баллов.
4. Исследования фонематического анализа.
1) Выделение звука на фоне слова. Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить данный звук, Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка, весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос. Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, карман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш. Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар, чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан. Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка, шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.
Процедура; ребенку предлагается ряд слов, из которых он по заданию должен выделить заданный звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук "С" (Ш Р Л) подними руку».
Оценка выполнения: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при выполнении звука в словах со стечением согласных - 2 балла, ошибки при выделении звука в словах со стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением звука в середине слова - 1 балл, ошибки при выделении звука в простых словах с местоположением звука в начале или конце слова - 0 баллов.
2) выделение первого, последнего звука в слове. Речевой материал: шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол„ спутник, крыло, самолет, карандаш.
Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и последний звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (последний) звук в слове?
Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при определении последнего звука - 2 балла, ошибки при определении 1-го звука - 1 балл, невыполнение задания - 0 баллов.
3) определение последовательности и количества звуков в слове. Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, повар.
Процедура: ребенку называлось слово, после чего он должен был определить последовательность и количество звуков в слове.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2- ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в этом слове?».
Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при анализе 2- х сложного слова со стечением согласных - 2 балла, ошибки при анализе 2-х сложного слова без стечения согласных - 1 балл, ошибки при анализе односложных слов - 0 баллов.
4) определение местоположения звука по отношению к другим звукам. Речевой материал:
а) картинки - мыло, сумка, дом;
б) слова - шапка, кошка, карандаш.
Процедура: перед ребенком раскладываются предметные картинки, которые он должен рассмотреть, Затем называется картинка:
а) ребенок должен показать ту, названии которой он слышит заданный звук («М») в начале (конце, середине) слова;
б) называется слово, ребенок должен определить, где в слове слышится заданный звук («Ш»).
Инструкция:
а) «Посмотри на картинки. Покажи ту кар- тина, где звук «М» слышится в начале (середине, конце)»;
б) «Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится звук «Ш» в слове?».
Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при определении местоположения звука в середине слова без опоры на наглядность - 2 балла, ошибки при определении местоположении в середине слова с опорой на наглядность - 1 балл, ошибки в определении местоположения звука в начале и конце слова с опорой на наглядность - 0 баллов.
5. Исследования фонематического синтеза. Речевой материал: звуки, произносим в заданной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к, а.
Процедура: называются звуки, и предлагается составить слово из этих звуков.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово можно составить из этих звуков?»
Оценка: правильное выполнение задания — 3 балла, ошибки в синтезе 2-х сложных слов со стечением согласных - 2 балла, ошибки в синтезе 2-х сложных слов без стечения согласных — 2 балла, ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение заданий - 0 баллов.
Исследование звуко-слоговой структуры слова.
1) исследования воспроизведения звуко-слоговой структуры слова. Проводилось с использованием традиционных в логопедии методов и приемов. Речевым материалом исследования служили слова различной слоговой сложности и звуконаполняемости: трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных: машина, корова, дорога; трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова: глубина, внучата, грамота; со стечением согласных в середине слов: дорожка, бородка, веранда; со стечением согласных в конце слов: машинист, горизонт, документ; со стечением согласных с разным местоположением в слове: братишка, гвоздика, звездочка; четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов без стечения согласных: ежевика, балерина, черепаха; четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова: сковорода, внимание, движение; со стечением согласных в конце слова: кочерыжка, табуретка, занавеска; со стечением согласных с разным местоположением в слове: авторучка, скворечник, простокваша; пятисложные слова: милиционер, преподаватель поворачивать, останавливать.
Процедура: ребенку предлагалось повторить названное экспериментатором слово.
Инструкция: «Слушай внимательно, я назову слово, а ты повтори его».
Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-слоговой структуры всех слов - 3 балла, ошибочное воспроизведение звуко-слоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных - 1 балл, ошибочное воспроизведение звуко-слоговой структуры пятисложных и четырехсложных слов со стечением согласных - 2 балла, ошибочное воспроизведение звуко-слоговой структуры трехсложных и четырехсложных слов без стечения со- гласных - 0 баллов.
2) исследование воспроизведения звукослогового облика слов в структуре предложения. Материалом исследования служили предложения, включающие в свою структуру слова, различной звуко-слоговой сложности: В аквариуме плавают золотые рыбки. У мальчика поднялась температура. Весной скворцы поселились в скворечнике. Волосы подстригаются в парикмахерской. Водопроводчик чинит водопровод.
Процедура: ребенку предлагалось повторить названное экспериментальное предложение.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я скажу предложение, а ты его повтори».
Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-слоговой структуры слова во всех предложениях - 3 балла, единичные ошибки воспроизведения звуко-слоговой структуры слов в предложениях - 2 балла, большое количество ошибок при воспроизведении звуко-слоговой структуры слов в предложении - 1 балл, невозможность воспроизведения звуко-слоговой структуры в предложении - 0 баллов.