Интерпретатор для факторов первого порядка

Информация по каждому фактору в этом интерпретаторе предлагается по следующей схеме:

1) название фактора и его общая интерпретация;

2) наиболее значимые характеристики фактора в "L"-данных;

3) формирование фактора;

4) особенности проявления фактора у детей и подростков;

5) связь с полом и другими показателями;

6) связь фактора со здоровьем (психическим и соматическим);

7) проявление фактора в групповой динамике;

8) связь с профессиональной деятельностью;

9) сочетание с другими факторами методики.

Фактор "А": аффектотимия – сизотимия

1.Фактор описывает особенности динамики эмоциональных переживаний и ориентирован на измерение общительности в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов. В современном описании здоровых людей противоположные полюса данного фактора получили название "Аффектотимия – Сизотимия" ("сизо" – скучный, унылый, плоский").

Наиболее постоянная черта аффектотимов – мышление, всегда окрашенное чувственным акцентом, чувственная доступность и интерес к людям. Р. Кеттелл отмечал, что люди с высокими показателями по фактору "А" легко заводят друзей, общительны, привлекательны, с ними легко ужиться, они щедры и умеют сотрудничать, любят делать подарки. Сизотимы характеризуются отсутствием бурных, живых эмоциональных проявлений. Они не склонны к компромиссам, больше любят заниматься с текстами и вещами, чем с людьми, проявляют холодность и формальность в контактах, в отношениях с другими, прежде всего, оценивают интеллект, сосредоточены на собственных переживаниях (17, 22).

2. Наиболее значимые характеристики фактора в "L"-данных (табл.5).

Таблица 5

Положительный полюс "А+" Отрицательный полюс "А –"
СЕРДЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА ОБОСОБЛЕННОСТЬ, ОТЧУЖДЕННОСТЬ
1. Легкий в общения, непосредственный 1. Замкнутый, уединенный, неразговорчивый
2. Гибкий, адаптивный (умеет найти выход) 2. Ригидный, упрямый
3. Добросердечный (мягкое сердце, не формалист) 3. Сухой, холодный, беспристрастный (точный, объективный)
4. Открытый, доверчивый 4.Скрытный, подозрительный
5. Эмоциональный (любит смеяться) 5. Сдержанный (нахмуренный)
6. Доверчивый 6. Подозрительный (скептик)
7. Беззаботный, импульсивный 7. Осторожный, тревожный
8. Хороший характер 8. Конфликтный
9. Общительный (готов к сотрудничеству, любит объединяться) 9. Отгороженный, эгоистичный (держится на расстоянии, сам по себе)

3. Как пишут А.А. Рукавишников и М.В. Соколова, можно предположить, что личность, избегающая людей ("А–"), имела в прошлом опыт неудовлетворительных отношений с ними, в результате чего приобрела отчужденный взгляд на жизнь. Крайне низкая оценка по фактору "А" свидетельствует о классической реакции «обожженного ребенка», когда личность в результате очень суровых взаимоотношений и отсутствия поощрения в семье в детстве начинает так бояться людей, что избегает каких-либо контактов с ними. В то же время, фактор "А" во многом зависит от наследственности. Поэтому относительно редко встречаются случаи, когда личность с изначально высоким "А" замыкается в результате воспринимаемого отвержения со стороны тех, кто играл важную роль в ее жизни (19).

4. Высокий показатель по фактору "А" характеризует ребенка как эмоционально теплого, общительного, веселого. Дети с "А+" обычно оцениваются как более социально приспособленные. Ребенок с низким показателем по этому фактору отличается недоверчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, чрезмерной обидчивостью, в его поведении часто наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм (2).

5. Девочки в среднем имеют более высокие показатели в сравнении с мальчиками. При равной памяти аффектотимы ("А+") лучше, чем сизотимы ("А–") запоминают имена людей (17).

6. Фактор описан психиатрами в связи с циклофренными и шизофренными заболеваниями. Лица с высокими оценками по фактору "А" легко подвержены аффективным переживаниям, колебаниям настроения, иногда преувеличенно экспрессивны, что связано с циклотимическим темпераментом по Кречмеру. Низкие оценки по этому фактору - показатель аффективной вялости, отсутствия живых, трепещущих эмоций и, соответственно, шизотимического темперамента (17).

7. Сизотимы ("А–") эффективны как самостоятельные работники, а не как организаторы или вдохновители коллективных действий. Аффектотимов ("А+") больше привлекает труд в обществе других людей, однако, не будучи обремененными ответственностью за результат, они могут снизить эффективность групповой деятельности (процесс общения часто становится для них самоцелью).

8. Аффектотимы ("А+") предпочтительны на местах, требующих постоянного общения, из них получаются хорошие учителя, продавцы, линейные руководители. Они любят работать с людьми, легко приспосабливаются к распорядку других людей и не требуют, чтобы те приспосабливались к ним. Без сизотимов ("А–") не обойтись в тех видах деятельности, где требуется обязательность, точность, аккуратность и тщательность исполнения. Они чаще встречаются среди ученых-исследователей, художников, электромонтеров, часовщиков.

9. Фактор "A" является важной составляющей двух факторов второго порядка. Первый из них – фактор экстраверсии, включающий "A+", "F+", "H+" и "Q2-". Фактор "A" проявляется также и в другом факторе второго порядка – «cortertia», наряду с факторами "I" и "M". Более подробное описание факторов второго порядка будет дано ниже, но следует помнить, что у личности с высоким "A", скорее всего, будет также "F+", "H+" и "Q2-". Если вы обнаружите, что кто-то не подходит под эту модель, будет разумно попытаться понять, почему.

При низком "А" важно принять во внимание показатель по фактору "C" или вторичному фактору тревожности. Как показывает опыт, крайне низкое "А" в сочетании с высоким "C" встречается редко (19).

Фактор "В": высокий интеллект – низкий интеллект

1. Фактор "В+ не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления, а также общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Кроме того, это единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору необходимо рассматривать как ориентировочные.

2. Наиболее значимые характеристики фактора "L"-данных (табл.6).

Таблица 6

Положительный полюс "В+" Отрицательный полюс "В –"
УМНЫЙ ГЛУПЫЙ
1. Высокие умственные способности 1. Низкие умственные способности
2. Быстро соображает 2. Соображает медленно
3. Быстро обучается 3. Медленно обучается
3. Понимает абстракции 3. Не понимает абстракции
4. Широкие интеллектуальные интересы 4. Интеллектуальные интересы отсутствуют
5. Упорный, настойчивый 5. Не доводит дело до конца
6. Образованный 6. Необразованный

3. Фактор является скорее мерой "кристаллизованных" (выработанных и сформированных навыков), чем "флюидных" (наследственно обусловленных) общих способностей. Очевидна его зависимость от социально-экономических условий жизни человека, обучения и воспитания (17, 22).

4. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки. У детей высокие показатели по фактору "В" отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Дети с низким показателем по фактору "В" выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них чаще наблюдается плохое внимание, утомляемость (2).

Подростки с "В+" бывают более уважаемы среди одноклассников, лучше приспосабливаются к школе, среди них реже встречаются молодые правонарушители, проявляется умеренная склонность к большей добросовестности, выдержанности и большему интересу к школе (5).

5. Характеристики по этому фактору умеренно коррелируют с оценками по интеллектуальным тестам (WAIS Векслера и тесту структуры интеллекта Амтхауэра). Жители больших городов имеют более высокие оценки, чем жители сельской местности, научные работники – более высокие оценки, чем рабочие. Показатели у молодых людей выше, чем у пожилых (17).

6. –

7. –

8. –

9. А.А. Рукавишников и М.В. Соколова рекомендуют использовать результаты диагностики по фактору "В" при анализе показателей по другим факторам. Например, если Вы обнаружили показатель 10 стенов по шкале "M" (воображение), можно выдвинуть гипотезу о творческом потенциале личности, но нельзя это утверждать, если показатели по шкале «B» выражены в низкой степени. Если Вы предполагаете, что личность с высоким показателем по шкале "N" является проницательной и расчетливой, Вам необходима информация о ее интеллекте для того, чтобы сказать, насколько хорошо она реализует свои «схемы поведения». Можно предположить, что человек с высокой проницательностью и низким интеллектом будет стараться казаться умным, но провалится при первых же попытках, более того, он не будет знать о своей неудаче.

Следует учесть, что низкий показатель по фактору "В" может быть получен не только в результате низкого интеллекта, но и вследствие эмоциональной дезорганизации мышления. В этих случаях "В-" сочетается с высокой личностной, либо ситуативной тревожностью, которые можно определить при анализе выраженности факторов"C-","H-","L+","O+","Q3-" и "Q4+", входящих в фактор второго порядка «Тревожность» (19).

Фактор "С": сила "Я" – слабость "Я"

1. Фактор характеризует степень эмоциональной устойчивости, способность управлять эмоциями и настроением, умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Согласно Р. Кеттеллу, личность с отрицательным полюсом фактора "С" раздражительна, не удовлетворена жизнью, собственным здоровьем, кроме того, эта личность безвольна (22). Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку в ней не учитывается пластичность эмоциональной сферы. По утверждению А.Н. Капустиной, на основании показателей, полученных по фактору "С", можно говорить о зрелости эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности (15).

2. Наиболее значимые характеристики фактора в "L"-данных (табл. 7).

Таблица 7

Положительный полюс "С+" Отрицательный полюс "С–"
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ
1. Свободен от невротических симптомов 1. Имеет невротические симптомы
2. Не проявляет заботы о состоянии здоровья 2. Беспокоится о состоянии здоровья
3. Интересы постоянны 3. Переменчив, неустойчив в интересах
4. Спокойный 4. Легко расстраивается
5. Реалистичен в отношении к жизни 5. Уклоняется от ответственности
6. Настойчив, упорен 6. Не доводит дело до конца
7. Умеет держать себя в руках 7. Невыдержан, ввязывается в споры и проблемы
8. Безмятежный, не впадает в панику 8. Тревожный, полон страхов

3. Выраженность фактора зависит от врожденных предпосылок, является центральным элементом способности переносить разочарования и хорошо соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы по И.П. Павлову (15).

4. Дети и подростки с "С–" часто недовольны семьей и школой, им трудно держаться тихо. Неспособность сдерживаться, как того требуют правила поведения, часто лишает их уверенности в себе и приводит к неблагополучию в учебной деятельности. Дети с "С+", как правило, лучше подготовлены к выполнению школьных требований и более успешны в учебе, более спокойны, стабильны и уверены в себе, чем дети с "С–". Низкие показатели по фактору "С" регистрируются у детей и подростков, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям (2, 5).

5. Согласно утверждению А.Н. Капустиной, людям с высокими и средними показателями по фактору "С" свойственны более высокие моральные качества (15).

6. Низкая эмоциональная устойчивость ("С–") – наиболее общая часть всех эмоциональных отклонений (неврозов, психопатий, алкоголизма, наркомании и т.д.). Низкие показатели по фактору "С" связаны со слабым мышечным тонусом и плохой осанкой, с симптомами неврастенических состояний в детстве, с возрастанием невротических симптомов при отъезде из дома, во время пребывания на военном режиме или в других стрессовых ситуациях. У лиц с "С–" чаще других вырабатываются защитные механизмы, бывает больше нарушений пищеварения и сна, необоснованных страхов (17).

А.А. Рукавишников и М.В. Соколова отмечают важность фактора "С" для успеха психотерапии. По их мнению, человек со средней или выше среднего силой «Я», какими бы ни были показатели по другим факторам, является хорошим кандидатом на психотерапию. При низких показателях по данному фактору успешность психотерапии ставится под сомнение (19).

7. Люди с высокой оценкой по фактору "С" чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к отрицательному полюсу. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору "С" широк, некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченности при стрессе).

8. Те, кто по роду занятий должен преодолевать трудности, налагаемые внешними обстоятельствами (администраторы, летчики, стюардессы, спасатели), имеют высокие показатели по фактору "С". В работе, не требующей быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности, позволяющей решать вопросы самому, достаточно иметь низкую эмоциональную устойчивость (художники, почтальоны, клерки и т.д.). Функции организатора могут оказаться обременительными для лиц с низкими показателями по фактору "С". По данным исследования, проведенного в Тартусском государственном университете, низкие показатели по фактору "С" имеют студенты-юноши филологического факультета (немецкий язык).

9. Фактор "С" образует вместе с факторами "H-,"L+","O+","Q3-" и "Q4+" входит в шкалу тревожности второго порядка, в которой фактор "С" несет наивысшую нагрузку. Следовательно, можно ожидать, что показатели по этим факторам будут проявляться согласованно. Содержание фактора "С" близко к содержанию фактора «общего нейротизма», о котором писал Г. Айзенк (1970), хотя более точно это понятие отражается во всем факторе тревожности второго порядка (19).

Фактор "D": возбудимость – флегматичность

1. Фактор является показателем активности и эмоциональной возбудимости. Имеет яркую выраженность у детей и не идентифицируется у взрослых. "D+" означает повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Низкие показатели по фактору "D" трактуются как эмоциональная уравновешенность, сдержанность (2).

2. Наиболее значимые характеристики фактора "L"-данных (табл.8).

Таблица 8

Положительный полюс "D+" Отрицательный полюс "D –"
БЕСПОКОЙСТВО УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
1. Нетерпеливый 1. Спокойный
2. Демонстративный 2. Удовлетворенный
3. Активный 3. Флегматичный
4. Ревнивый 4. Неревнивый
5. Высокое самомнение 5. Самокритичный
6. Непостоянный 6. Постоянный
7. Бесцеремонный 7. Тактичный

3. Формирование качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания.

4. У детей с высокими показателями по фактору "D" чрезвычайная активность порой сочетается с самонадеянностью, для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания (2).

Подростки с D+" отличаются большей непосредственностью, "темпераментным" характером возбудимости, рассеянным блужданием мыслей, неуверенностью, эмоциональной неуправляемостью, импульсивной напористостью. Они беспокойно спят, рассеянны в работе под влиянием шума и усталости, ссорятся или сердятся, если им не досталось важное место, когда их ограничивают или наказывают и т.д. В спокойном состоянии они приятны и нежны, однако из-за своей импульсивности легко становятся «трудными» в ситуациях, требующих ограничений (5).

5. Мальчики имеют в среднем более высокие значения фактора "D" по сравнению с девочками. Показатели по фактору "D" имеют особенно высокие значения у правонарушителей. Если эта причина является единственной, основной, в результате которой индивид попадает в затруднительное положение, он имеет хорошие шансы на улучшение (17).

6. Фактор "D+" напоминает невротическое поведение, обнаруженное в факторе "С", имеет с ним некоторые общие проявления. Однако эти сходные по своим проявлениям факторы могут быть функционально и статистически полностью независимы.

7. –

8. –

9. –

Фактор "Е": доминантность – подчиненность

1. Фактор описывает степень доминантности личности, ее потребность в автономии. Следует помнить, что доминантность не является синонимом авторитарности. Авторитарность – не черта, а тип личности, конгломерат как минимум 4-х факторов.

Высокие показатели по фактору "Е" характерны для людей с выраженным стремлением к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Такие люди живут по собственным законам и соображениям, игнорируют социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от других. Личность с высоким "Е" действует смело, энергично и активно, ей нравится принимать вызовы и чувствовать превосходство над другими.

Личность с низкими показателями по фактору "Е" послушна, конформна, зависима. Она руководствуется мнением окружающих, не может отстоять свою точку зрения, следует за более сильными и легко поддается авторитетами. Для нее характерна пассивность и кроткое подчинение своим обязанностям, она не верит в себя и свои возможности, склонна брать вину на себя.

2. Наиболее значимые характеристики фактора "L"-данных (табл.9).

Таблица 9

Положительный полюс "Е+" Отрицательный полюс "Е –"
НАСТОЙЧИВОСТЬ, НАПОРИСТОСТЬ ПОКОРНОСТЬ, ЗАВИСИМОСТЬ
1. Независимый 1. Подчиняющийся
2. Самоуверенный 2. Неуверенный в себе
3. Хвастливый, тщеславный 3. Скромный
4. Экстрапунитивный 4. Интрапунитивный, импунитивный
5. Грубый, бесцеремонный 5. Тактичный
6. Смелый, авантюристичный 6. Робкий, осторожный
7. Конфликтный 7. Доброжелательный
8. Своенравный, бунтующий 8. Послушный, приспосабливающийся
9. Серьезный 9. Дающий выход чувствам

3. Существует предположение, что фактор проявляется по-разному, в зависимости от возраста. В случае с крайне низким "Е", как и в случае с крайне низким "A", можно предположить, что в раннем детстве индивида имели место такие моменты, которые вызвали у него боязнь людей (19).

4. Высокие показатели регистрируются у детей, которые имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым. Проявление этого свойства нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. Кроме того, "E+" часто выражается в виде "разговорчивости".

При низких показателях по фактору "E" ребенок проявляет зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется (2).

У подростков выраженная доминантность ("E+") может приводить к непослушанию, неподатливости, своеволию, независимости, иногда к антиобщественному поведению (5).

5. Доминирование проявляется у девочек несколько иначе, однако у подростков различия не так заметны, как у взрослых. Значения этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы. Высокие показатели по фактору "Е" являются определяющими в поведении молодых правонарушителей.

Низкая доминантность ("Е–") положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах, вплоть до аспирантов. Вероятно, послушание положительно оценивается педагогами, что повышает результаты экзаменов.

По мнению А.А. Рукавишникова и М.В. Соколовой, крайне высокие показатели по фактору "Е" у женщин можно объяснить неприятием консервативного стереотипа роли женщины. Эти авторы также отмечают, что при консультации супружеских пар низкое "Е" у мужа и высокое "Е" у жены показывают, кто доминирует в семье, особенно если у жены также высокие показатели по факторам "B", "N" и "Q1". Такая модель не дает ничего хорошего, хотя жена может находить ситуацию благоприятной для себя. Если мужчина в подобном супружестве становится более доминантным (например, благодаря психотерапии), семейная ситуация, скорее всего, ухудшится (19).

Следует также честь, что "Е+" может быть результатом большого желания иметь высокую доминантность, а не отражением действительной картины, а "Е–" просто свидетельствовать о личной скромности.

6. Слишком большая подчиненность ("Е–") часто бывает связана с чувством вины и обычно присутствует во многих невротических состояниях. Кроме того, она может свидетельствовать о временном, объективно обусловленном состоянии депрессии. В клинике крайне высокие показатели иногда связаны с агрессивностью и упрямством. Как показали Карсон и О`Делл (1976), этот фактор имеет отношение к способности индивида выражать свои враждебные чувства (19).

7. Между доминантными личностями ("Е+") устанавливаются более свободные и доверительные отношения, они свободно сотрудничают, решают сообща проблемы, коллективно критикуют недостатки. У людей с "Е–" проявляется заостренное чувство вины перед группой.

8. По данным статистики, высокая доминантность ("Е+") наблюдается у руководителей, спортсменов, летчиков, низкая доминанстность ("Е–) характерна для поваров, швейцаров.

С доминированием бывают связаны хорошие показатели в спорте, независимость и творчество в искусстве и науке.

9. Связи фактора "Е" с другими факторами несколько различаются у мужчин и женщин. У обоих полов "Е+" одновременно с "L+", "M+", "Q1+" и "Q2+" объединяются в фактор независимости второго порядка. Таким образом, для человека с высоким "Е" более вероятна подозрительность, развитое воображение, радикализм и самоудовлетворенность.

У мужчин Р. Кеттелл также обнаружил фактор "Е" в факторе экстраверсии второго порядка (19).

Фактор "F": surgency – desurgency

1. Фактор характеризует меру эмоциональности человека и его порог эмоциональной чувствительности. "F+" – один из важнейших элементов экстраверсии.

Люди с "F+" отличаются более простым, более оптимистичным характером, у них более беспечное отношение к жизни, они верят в удачу, о будущем заботятся мало, живут по принципу «авось пронесет». Они часто проявляют находчивость и остроумие, имеют много друзей, получают удовольствие от вечеринок, зрелищ, а также от работы, которая предполагает разнообразие, перемены, путешествия.

Люди с низкими показателями по фактору "F" проявляют ответственность, трезвость и серьезное отношение к жизни. Вместе с тем, они имеют склонность все усложнять, подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Такие люди постоянно озабочены: будущим, последствиями своих поступков, возможными неудачами и несчастьями. Им тяжело расслабляться, для защиты от возможных неудач они старательно планируют свои действия. Люди с "F-" ригидны, связаны привычками, медленно принимают решения в конкретной ситуации.

В целом полюсу "F-" соответствует образ личности немолодой по духу, в то время как полюсу "F+" – образ беззаботного подростка.

2. Наиболее значимые характеристики фактора "L"-данных (табл. 10).

Таблица 10

Положительный полюс "F+" Отрицательный полюс "F –"
БЕСПЕЧНОСТЬ, БЕЗЗАБОТНОЕ ВООДУШЕВЛЕНИЕ ОЗАБОЧЕННОСТЬ, ТРЕЗВАЯ СЕРЬЕЗНОСТЬ
1. Жизнерадостный, веселый 1. Печальный, полный страхов
2. Общительный 2. Избегающий общества
3. Бодрый, энергичный 3. Апатичный, вялый
4. Разговорчивый 4. Молчаливый
5. Спокойный 5. Беспокойный
6. Живой, проворный, находчивый 6. Медлительный, осторожный
7. Доверчивый 7. Подозрительный
8. Гибкий, подвижный, находчивый 8. Ригидный
9. Искренний, проявляющий чувства 9. Не показывающий своих чувств
10. Легкомысленный, небрежный 10. Ответственный

3. Фактор "F" характеризует устойчивое свойство, а не состояние личности. Оно зависит от наследственности, традиций семьи, а также от культурных норм и условий жизни во взрослом возрасте: индивиды с "F+" росли в более свободной среде, меньше наказывались и чаще были в атмосфере оптимизма, им предъявлялось меньше требований; индивидуумы с "F–" обычно воспитывались в более трудных условиях с жесткими, строгими требованиями. Можно определить "F–", как "приспособление к заботам".

Фактор "F" – один из важных показателей интереса личности к внешним предметам. Обычно он бывает высоким у молодых людей, особенно у подростков, со временем происходит снижение, и к 30 годам выраженность соответствующей черты стабилизируется.

4. Дети и подростки, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуациях повышенного риска: им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.

У детей и подростков с "F–" бывают проявления скрытности, склонность ко сну днем и невротическая привычка обкусывать ногти. В семье старшие дети, благодаря большим требованиям к ним и более частым контактам с взрослыми, бывают более ответственными и чаще имеют "F–".

Несмотря на то, что дети и подростки с "F–" не бывают достаточно любимы среди своих товарищей и не имеют успеха при выборах предводителя или в сфере, требующей личных контактов, их серьезный подход к какой-либо работе подкрепляется после окончания школы выдержкой и хорошей адаптивностью (2,5).

5. Мальчики, по сравнению с девочками, имеют более высокие показатели по фактору "F".

Социологически установлены положительные корреляции между surgency и длительностью холостяцкой жизни, стремлением жить в центре больших городов, любовью к путешествиям и переменам.

6. При неврастении "F+" часто проявляется на фоне истерии и сексуальных аномалий. "F–" – на фоне с головной боли, раздражительности, подавленности, неврозов страха, ночных кошмаров. Кроме того, "F–" проявляется при наличии умственных и физических недостатков, шизофрении, алкоголизме. Существуют доказательства значимых изменений уровня surgency личности при фронтальной лоботомии, после психотерапии, при умеренной алкогольной интоксикации. "F+" несколько увеличивается с возрастанием скорости обмена от бодрствования вплоть до конца дня (17).

7. Лица с "F+" приятны в общении, поэтому часто становятся лидерами.

8. Высокие оценки по этому фактору чаще встречаются у эффективных руководителей, ораторов, актеров; низкие – у художников и врачей-психиатров.

А.А.Рукавишников и М.В.Соколова дают следующие рекомендации по использованию фактора "F" при профессиональном отборе. Если Вы ищите надежную, зависимую, осторожную личность для важной работы, Вам лучше взять человека с "F-" (при отсутствии крайней степени выраженности фактора). Вы можете взять на работу человека с умеренно высоким "F", если он молод, с расчетом, что он вырастет из своей импульсивности и незрелости, особенно если этот человек также имеет высокие показатели по факторам "С" и "Q3". Если Вам для работы нужен человек с большим энтузиазмом, например, продавец, то Вам лучше найти личность с высоким "F". При этом Вам придется контролировать проявления безответственности, которые обычно сопутствуют высокому значению этого фактора, особенно если показатель по фактору "H" также высокая, а по фактору "Q3" – низкая (19).

9. У мужчин фактор "F" несет наибольшую нагрузку в факторе экстраверсии второго порядка ("E+""A+""H+""F+""Q2-"), факторный вес – 0,84.

Карсон и О`Делл писали о факторе "F" как об одном из четырех факторов «Супер-Эго» или поведенческого контроля (сила «Сверх-Я» - "G", чувство вины – "O", контроль желаний – "Q3"). Они предположили, что этот фактор в сочетании с другими указывает на экстренализацию ("F+"), либо интернализацию ("F-") внутренних конфликтов (19).

Фактор "G": сила "сверх-Я" – слабость "сверх-Я"

1. Фактор связан с регуляцией поведения. Характеризует наличие стремления к соблюдению моральных требований (10-ти заповедей, общих для разных культур), потребности ощущать себя правым в действиях и морали. Фактор является аналогией психоаналитического "суперэго": ставит акцент на моральные принципы, имеет склонность управлять "эго" и ограничивать "ид" (17).

Фактор "G" содержательно напоминает фактор "С", особенно в том, что касается регуляции поведения. Разница заключается в том, что фактор "G" характеризует настойчивое стремление к соблюдению моральных требований, которое не характерно для почти флегматичного поведения лиц с "С+".

Личность с высоким показателем по фактору "G" обладает развитым чувством ответственности, обязательна и добросовестна. Она глубоко порядочна не потому, что это может оказаться выгодным, а потому что не может поступать иначе по своим убеждениям. Люди с "G+" точны и аккуратны в делах, любят порядок, не нарушают правил, даже если они кажутся им пустой формальностью, обладают хорошим самоконтролем.

Личность с низким показателем по фактору "G" проявляет слабый интерес к общественным стандартам и не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований. Она может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способна на нечестность или обман. Такие люди склонны к непостоянству, могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств.

Данные по фактору "G" могут быть искажены посторонней мотивацией. Очень добросовестный человек эту черту себе не припишет, в то время как у других высокое "G" может явиться результатом желания представить себя в лучшем свете. Кроме того, низкие оценки могут оказаться у ряда радикалов, которые упорно отстаивают свои взгляды.

2. Наиболее значимые характеристики фактора "L"-данных (табл.11).

Таблица 11

Положительный полюс "G+" Отрицательный полюс "G –"
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
1. Настойчивый, упорный 1. Непостоянный, переменчивый
2. Обязательный 2. Легкомысленный
3. Дисциплинированный 3. Потворствующий своим желаниям
4. Собранный 4. Небрежный
5. Высокоморальный 5. Аморальный, пренебрегает обязательствам
6. Ответственный 6. Безответственный
7. Внимательный к людям 7. Небрежный в обращении
8. Требовательный к порядку 8. Расхлябанный
10. Зрелый 10. Незрелый

3. На выраженность этого фактора большое влияние оказывают "религиозные убеждения", "представления о соответствии определенной социальной группе", которые накладывают ограничения на наследственные свойства индивида (22).

4. У детей и подростков с "G–" отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. Они пренебрегают своими обязанностями, часто конфликтуют с родителями и учителями и обычно не заслуживают доверия. С крайними значениями фактора ("G–") связаны ложь, хвастовство, порча вещей, нарушение правил, законов, вспышки ярости, особенно у детей, которых воспитатель пытается призвать к послушанию (2).

Положительные значения фактора наблюдаются у подростков, более заинтересованных школой, друзьями. Такие дети более популярны, чаще выбираются в предводители (5).

5. Положительный полюс связан с успехами в обучении и общими достижениями. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, а также у девочек, в сравнении с мальчиками.

А.Н. Капустина рекомендует проявлять особое внимание к анализу низких оценок по фактору "G", т.к. нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения. Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору (15).

6. Классическая клиническая картина "суперэго" ("G+"): отношения, внушенные сильным страхом и аффектом, которые больше не подвержены рациональным изменениям и которые обладают рядом жестких особенностей. Примером могут служить исторические личности (Савонарола и др. мученики). "G-" бывает у асоциальных психопатов, гомосексуалистов (17).

7. В группе лица с "G+" проявляют большую доброжелательность, стремление к сотрудничеству.

8. Лица с "G+" успешны в работе, требующей выдержки, постоянной производительности, отсутствия колебаний и хорошей организации мышления (летчики, учителя школ, бухгалтера).

9. Фактор "G" вместе с фактором "Q3" входит в фактор социопатии второго порядка. Слишком высокие или слишком низкие показатели по этим факторам приводит к трудностям поведения.

У людей социопатическими тенденциями часто встречается сочетание "G-" и "O-", которое означает, что человек, имеющий низкую оценку по фактору "G", не чувствует никакой вины за свою склонность к нарушению моральных норм. В случае комбинации "G-" и "O+" мы, скорее всего, имеем дело с личностью, которая хочет заставить верить в то, что она пренебрегает общественными нормами, но сильное чувство вины, в котором она признается, отвергает эту гипотезу. Такое поведение характерно для подростков, протестующих против внушаемых родителями моральных норм и чувствующих вину за этот конфликт (19).

Фактор "Н": parmia – threctia

1. Согласно Р. Кеттеллу, фактор связан с чувствительностью вегетативной нервной системы к угрозе. Лица с низкими оценками по фактору "Н" с рождения имеют сверхчувствительную симпатическую нервную систему, которая делает их "особо реагирующими на угрозу". Высокие оценки по фактору "Н" говорят о функционал

Наши рекомендации