Валидность и надежность методики
Коэффициент надежности опросника Р.Кеттелла, определенный методом расщепления, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – в пределах 0,56-0,91. Данные по эмпирической валидности включают усредненные профили показателей для более чем 50 профессий и для стольких же психических заболеваний (19).
Результаты специальных исследований, проведенных в странах Европы, подтвердили надежность и валидность классического варианта методики. Переведенные и адаптированные формы опросника успешно применялись в условиях различных культур, что подтвердило предположение об универсальности измеряемых характеристик личности.
В отечественной психологии опыт исследовательского и практического применения данной методики составляет без малого три десятилетия. Одна из первых попыток психометрической адаптации была осуществлена ленинградскими психологами И.М. Палеем и М.С. Жамкочьян. В 1983 году московские психологи А.Г. Шмелев и В.И. Похилько предприняли попытку компьютеризации методики Р. Кеттелла. В это же время под руководством А.А. Бодалева проводилась адаптация методики.
Необходимо отметить, что эти попытки касались только двух форм опросника - А и В. Они проводились, в основном, на студенческих выборках, объемом, не превышающим 200 человек, что является недостаточным для репрезентативности получаемых результатов. Кроме того, для адаптации использовалась только психометрическая процедура – анализ корреляций ответов с исходной переводной версией и перефакторизация на конкретной выборке. В результате значимые корреляции с релевантным фактором не были обнаружены ни в одной из исследуемых выборок, и каждый исследователь, получил свои, достаточно отличные от других исследователей, данные. Тем не менее, на практике методика получила широкое распространение, стала популярной и в отечественных прикладных исследованиях, постепенно накапливая эмпирический материал, дающий основание для использования опросника (12).
Наиболее полная адаптация методики 16PF, в частности формы С, проводилась на кафедре социальной психологии психологического факультета ЛГУ с 1972 по 1985 гг., результаты отражены в диссертационных работах Э.С. Чугуновой, А.Н. Капустиной Л.В. Мургулец. Исследования проводились в разных регионах страны (в 12 городах) на выборке инженеров различных специальностей, с учетом их статуса и возраста (1217 человек), а также на выборке актеров, чья профессия является идеальной моделью профессиональной направленности типа «человек-человек» (80 человек) и на выборке студентов различных вузов (250 человек). Перевод и адаптация методики в этих исследованиях проводились при консультации И.М.Палея. После пилотажного исследования некоторые вопросы-утверждения опросника были адаптированы в соответствии с принятыми у нас социальными нормами. На разных этапах исследований была определена внешняя, теоретическая (концептуальная, факторная, оценочная) и практическая валидность методики 16PF (форма С), информацию о которых можно найти в книге А.Н. Капустиной (2001).
Методика CPQ была адаптирована Э.С. Александровской и И.Н. Гильяшевой с помощью психометрических процедур, как и в случае с формами A и B методики 16PF. Подробное содержание и результаты проведенных исследований представлены в ряде научных работ этих авторов, а также в методических рекомендациях по применению опросника для диагностики личностных особенностей детей (2).
К настоящему времени все варианты методики Р.Кеттелла, используемые в отечественных исследованиях, являются стандартизированными. Характеристики выборок, на которых проводилась стандартизация, а также таблицы перевода «сырых» значений в стандартные показатели приведены в приложениях.
Принципы описания факторов
Факторы личности обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе "Q"-данных. Они не обнаруживаются в характеристиках поведения и проявляются только, когда человек излагает свою точку зрения. Факторы имеют "бытовые" и "технические" названия. Бытовые названия представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор "A" ("сердечность, доброта" – "обособленность, отчужденность"). Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные термины, например, тот же фактор "A" будет определяться как "аффектотимия – сизотимия". Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в их определении.
Следует иметь в виду, что обозначение полюсов оси фактора, как положительных и отрицательных ("+" и "–"), чисто условно. Например, то, что на положительном полюсе фактора "A" оказалась "аффектотимия", а на отрицательном – "сизотимия", есть лишь результат факторизации. В психологическом смысле эти полюса одинаково ценны. Положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности. Так, например, "сизотимия" является положительным качеством для технических, а "аффектотимия" – для командных видов спорта.
Анализ факторов производится в стенах (стандартных единицах измерения). При этом положительному полюсу фактора соответствуют значения 7…10 стенов, отрицательному – 1…4 стена. В основе анализа такого типа лежит принцип нормального распределения. Исходя из этого принципа, значения 5…6 стенов могут получиться у 68% людей, 7…9 и 2…4 стена – у 27%, 1 и 10 стенов – у оставшихся 5%.
Таким образом, крайние значения являются показателями существенного отклонения от обычного проявления данного качества и встречаются редко. Значения 5 – 6 стенов говорят о соответствии данного качества большинству людей того же пола и возраста, что и у испытуемого.