Субтест № 4. Срисовывание группы точек.
Цель: овладение срисовывания группы точек.
Ход исследования: Перед ребёнком образец группы точек. Он должен их срисовать.
Оценка результатов: 1 балл – почти совершенное подражание образцу.
Вывод: После проведённого исследования можно предположить, что ребёнок справился с заданием.
Общий результат теста – это сумма баллов по всем трём заданиям.
Всего 5 баллов – высокий результат.
Изучение мотивационной готовности.Беседа с ребенком.
Цель: определить особенности отношения ребёнка 6-7 лет к школе и учению.
Ход исследования: Провести беседу по вопросам.
Вопрос экспериментатора | Ответ ребёнка, его поведение | Анализ полученных данных |
1.Хочешь ли ты идти в школу? | Да | Ребёнок на вопрос отвечал уверенно |
2.Почему(по какой главной причине) ты хотел идти в школу? | интересно | Артем любознателен |
3.Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? | Да,меня готовят родители,уже знают,в какую школу я пойду и покупают мне тетради | Артем с гордостью ответил, что готовится,и родители ему в этом помогают |
4.Как ты думаешь, понравиться ли тебе в школе? Что тебе понравиться (не понравиться) больше всего? | Я думаю, что понравиться. Урок физкультуры | Ребёнок имеет интерес к спорту |
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что ребёнок имеет большой интерес к школе.
Методики для изучения познавательных процессов дошкольника.
Методика «Заучивание десяти слов».
Цель:исследование кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.
Ход исследования: Ребёнку было прочитано 10 односложных слов, не связанных по смыслу. А в конце исследования, то есть примерно спустя 50-60 минут снова спрашиваем эти слова.
Протокол опыта
лес | конь | хлеб | окно | вода | брат | гриб | мед | игла | стул | |
проба1 | + | + | + | + | + | + | ||||
проба2 | + | + | + | + | + | + | ||||
проба3 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
проба4 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
проба5 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Отсроченное воспроизв. | + | + | + | + | + | + |
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что уровень развития кратковременной слуховой памяти ниже возрастной нормы, долговременная слуховая память развита по возрасту.
Методика «Исследование непроизвольной зрительной памяти».
Цель: определение объёма непроизвольной зрительной памяти.
Ход исследования:Артему был предложен набор из 10 картинок:лошадь,собака,тетрадь,дерево,кружка,параход,ручка,линейка,ножницы,шапка.
Оценка результатов:7баллов – показатель объёма непроизвольного
зрительного запоминания.
Вывод: После проведённого исследования можно предположить, что непроизвольная зрительная память соответствует возрастной норме.
Методика «Исследование произвольной зрительной памяти».
Цель: определение объёма произвольной зрительной памяти.
Ход исследования:Артему был предложен набор из 10 предметных картинок паравоз, краска,корабль,умывальник,дом,газеты,карандаши,грузовик, птичка,медвежонок. Из них она назвал 9картинок (кроме медвежонка).
Оценка результатов:9 баллов – показатель объема произвольного зрительного запоминания.
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что у ребёнка произвольная зрительная память соответствует возрастной норме.
Методика «Классификация».
Цель:изучение процесса классификации.
Ход исследования:Артему были предложены предметные картинки для составления классификационных групп: мебель,профессии, то,что часто можно увидеть в магазине, то,что находится у нас дома, фрукты и овощи.
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что ребёнку легче выделять группы: фрукты и овощи,профессии,выделяя существенные признаки. То,что часто можно увидеть в магазине и то,что находится у нас дома не различает.
Методика «Четвёртый лишний»
Цель: изучить некоторые элементы логического мышления (анализ, синтез, обобщение, выделение лишнего).
Ход исследования: Артему были предложены 5 карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной группе, а 1 к этой группе не подходит.
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что ребёнок может мотивировать свой ответ.