Как оформить мультимедийную презентацию для защиты проекта
Дорогой друг! Ты подготовил учебный проект или исследование. Теперь ты готовишься к защите проекта. Чтобы сделать презентацию и представить результаты проекта, выполни рекомендации.
1. ПРОДУМАЙ ПОРЯДОК СЛАЙДОВ
Поможет таблица.
Порядок и содержание слайдов для презентации учебного проекта или исследования
Номер и цель слайда | Содержание слайда |
1-й слайд – титульный | На титульном слайде размести информацию о школе, в которой ты учишься, логотип школы. Напиши название проекта. Укажи сведения об авторе – свою фамилию, имя, класс; сведения о научном руководителе – фамилию, имя, отчество, должность и место работы |
2-й – план презентации | Сформулируй небольшой план из 5–7 пунктов |
3-й – введение | Кратко напиши введение к учебному проекту или исследованию: цели, задачи, гипотезу |
4–9-е слайды | Расскажи основную часть учебного проекта или исследования |
10-й слайд | Размести главные выводы своей работы – заключение |
2. ПРИДУМАЙ ДИЗАЙН СЛАЙДОВ
2.1. Выбери простой дизайн.
Любому зрителю должно быть удобно читать текст на слайдах. Не используй сложный дизайн слайдов и мелкий текст, но и не пиши на белых слайдах черными буквами.
Стиль может включать: шрифт (гарнитура и цвет); цвет фона или фоновый рисунок; декоративный элемент небольшого размера.
2.2. Оставь в оформлении не более трех цветов и не более трех типов шрифта. Не используй на одном слайде жирный шрифт, курсив и подчеркнутый шрифт.
2.3. Придумай разное оформление для титульного слайда и для слайдов с основным текстом.
2.4. Сформулируй заголовок на каждом слайде.
2.5. Пронумеруй слайды. Нумерация поможет вернуться на слайд, если у слушателей будут дополнительные вопросы после защиты работы.
2.6. Информационные блоки сгруппируй горизонтально. Связанные по смыслу блоки – слева направо.
2.7. Размести на слайдах графики, таблицы, рисунки, которые не противоречат основному тексту.
2.8. Важную информацию расположи в центре слайда.
3. СФОРМУЛИРУЙ ЗАГОЛОВКИ
3.1. Сформулируй краткие заголовки, которые привлекут внимание слушателей.
3.2. Убери точки в конце заголовка – это ошибка.
3.3. Пронумеруй подзаголовки, если используешь их.
4. ПОДГОТОВЬ ДИАГРАММЫ
4.1. Сформулируй к каждой диаграмме название. Заголовок слайда и название диаграммы могут совпадать.
4.2. Расположи диаграмму так, чтобы она заняла все место на слайде.
4.3. Подпиши диаграммы. Подписи должен увидеть и понять любой зритель.
5. ОФОРМИ ТАБЛИЦЫ И РИСУНКИ
5.1. Подпиши название к каждой таблице и рисунку.
5.2. Используй разное оформление шрифтов в таблице. Например, для названия граф в таблице выбери полужирный шрифт. Данные в графах оформи обычным шрифтом.
5.3. Избегай рисунков, которые не несут смысла. Исключение – рисунки как часть фона презентации.
5.4. Выбирай гармоничные цвета. Цвета не должны резко контрастировать на слайде. Если графическое изображение используешь как фон, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
6. НАПИШИ ТЕКСТ
6.1. Размести на слайдах краткие формулировки, а не весь текст, который рассказываешь. Текст на слайдах только сопровождает подробный рассказ.
6.2. Избегай мелкого шрифта, чтобы показать на слайде большой текст. Учитывай, что человек единовременно понимает суть не более трех фактов, выводов, определений.
6.3. Ограничь размер шрифта: 28–38 для заголовка; 24–32 для основного текста.
6.4. Выбери цвет шрифта, контрастный цвету фона.
6.5. Задай тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек, напримерArial, Tahoma, Verdana; для заголовка – декоративный шрифт, если его хорошо прочитает зритель.
6.6. Используй минимум предлогов, наречий, прилагательных. Не хвали себя (не говори, что получил уникальные результаты исследования и пр.).
6.7. Вычитай текст. Исправь орфографические и пунктуационные ошибки.
7. ВЫПОЛНИ АНИМАЦИЮ
7.1. Используй анимацию тогда, когда без этого не обойтись (чтобы показать последовательное появление элементов диаграммы и др.).
7.2. Выполни анимацию так, чтобы объект на слайде появлялся тогда, когда ты о нем говоришь.
8. ПРОВЕРЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПЕРЕД ЗАЩИТОЙ
8.1. Сохрани презентацию на любой носитель информации (USB-носитель и пр.).
8.2. Отрепетируй свое выступление вместе с показом слайдов.
8.3. Проверь, как будет выглядеть презентация на проекционном экране.
Учитывай, что некоторые оттенки проектор может исказить. Попроси руководителя проекта пролистать слайды и посмотри, как слайды смотрятся из разных мест аудитории, в которой будешь выступать. Обрати внимание, хорошо ли каждый зритель видит текст, подписи к рисункам.
Приложение
ПАМЯТКА
«Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования»
Уважаемые коллеги!
Вы помогаете учащимся выполнить проект или исследование.
Чтобы ваши ученики подготовили качественную работу,
просим вас учитывать рекомендации.
1. ОБЪЯСНИТЕ УЧЕНИКАМ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Расскажите, что учебное исследование – это процесс, который сформирует адекватное представление
об изучаемом объекте. Условия:
– выявить и решить реальную познавательную проблему;
– выполнить работу в соответствии с основными требованиями научного исследования;
– обсудить с научным руководителем промежуточные результаты и выполнить его рекомендации;
– научиться добывать, перерабатывать и применять информацию.
1.2. Разъясните, что до подготовки учебного проекта руководитель и автор проекта заранее составляют описание конечного продукта деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, в т. ч. Рефлексию результатов деятельности.
1.3. Самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.
Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.
Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.
2. ПОМОГИТЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ
ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
В структуру входят:
1. Титульный лист (название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов), фамилия, имя и отчество руководителя).
2. Оглавление.
3. В ведение: краткий анализ актуальности, проблема исследования, объект и предмет (вариативно), цель, гипотеза по решению проблемы и реализации цели, задачи по проверке гипотезы, методы исследования, экспериментальная база (при необходимости), практическая значимость.
4. Глава 1, которая обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование.
Выводы по первой главе.
5. Глава 2, в которой автор описывает практические этапы работы, анализирует результаты в ходе эксперимента или исследования.
Выводы по второй главе.
6. Заключение, в котором автор подтверждает или опровергает гипотезу, краткая характеристика результатов, практическая значимость проекта или исследования.
7. Библиографическое описание источников.
8. Приложения.
В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из одной главы, а может – из трех.
3. ОЗНАКОМЬТЕ УЧАЩИХСЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ
К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ
3.1. Обязательно необходимо напечатать текст работы. Если ученик выполняет стендовый доклад, то текст находится рядом со стендом.
3.2. Текст должен быть набран 14 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура TimesNewRoman. Иллюстрации, графики вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки. Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы.
3.3. Типичные ошибки в текстах работ, которые следует устранить. Ученик: сильно превысил установленный объем; не определил цели и задачи, методы, результаты и выводы – структура работы отсутствует; сформулировал слишком широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть; не определил практическую ценность работы (реферативный характер); необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.
3.4. Структура оглавления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.
1.1. ...
1.2. ...
Выводы по первой главе.
Глава 2.
2.1. ...
2.2. ...
Выводы по второй главе.
Заключение
Список литературы (или список источников информации).
Приложения
Приложение 1
Приложение 2 и т. д.
3.4. Введение – все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых автор посвятил исследование.
Введение включает:
– актуальность исследования;
– проблему исследования;
– объект (вариативно);
– предмет (вариативно);
– цель;
– гипотезу;
– задачи;
– методы исследования;
– практическую значимость.
Объем введения по отношению ко всей работе – 2 страницы.
3.5. Написать заключение помогут фразы:
– «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5 предложений). Далее ученик комментирует выводы, которые сделал в главе 1 по актуальности и степени изученности проблемы;
– «Результаты нашего исследования (проекта) показали... ». На основе выводов главы 2 ученик комментирует степень достижения цели, подтверждает, опровергает или корректирует гипотезу;
– «Таким образом, …». Ученик формулирует утверждение, которое сделал в результате подтверждения
или опровержения гипотезы;
– «Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным…». Ученик анализирует практическую значимость продукта исследования.
Объем заключения – 1–2 страницы.
4. ПОДГОТОВЬТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ ТЕКСТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Текст защиты учащийся пишет заранее. Кратко, в виде тезисов он формулирует положения проекта или исследования. Для каждого тезиса подбирает доказательства: факты, примеры, цифры.
4.2. В выступлении учащийся учитывает основной тезис, цели и задачи, которые ученик ставил в проекте.
4.3. Главное – заинтересовать аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.
4.4. Текст выступления ученик связывает с жизненными ситуациями, проблемами, интересами аудитории, перед которой будет выступать.
4.5. Пользуйтесь тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные ситуации. Важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.
4.6. Предложите учащемуся воспользоваться рекомендациями к речи автора проекта:
– на все выступление отводится не более 7 минут;
– защита – это не пересказ всего содержания работы;
– выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной презентации.
4.7. Рекомендуйте структуру защитной речи:
– первая часть выступления кратко повторяет введение исследовательской работы, проекта;
– во второй части необходимо представить содержание работы. Например: «Работа состоит из трех разделов: введение, основная часть, заключение. Основная часть включает в себя главу 1 и главу 2. В первой
главе рассматривается проблема… Вторая глава посвящена исследовательской работе»;
– в третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, проекта.
5. Предложите набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта
«Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается исследовательская работа на тему…
Работа состоит из трех разделов:
Введение…
Основная часть, которая включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема
…. Вторая глава посвящена исследовательской работе.
Заключение…
Актуальность данной работы определяется тем, что… Проблема заключается в…
Объект исследования – это… (вариативно). Предметом нашего исследования является… (вариативно).
Цель исследования… Гипотеза…
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную…, с целью установления....
2. Выявить… (Далее перечисляются основные задачи).
Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов и методик…
Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего исследования результатов. Мы получили следующие результаты: …
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы… (указание на гипотезу. Далее основные доказательства, выводы).
Можно предположить, что… (утверждение).
Практическая значимость работы определяется возможностью использования...
Благодарю за внимание!».
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Т.М. КАЛАШНИКОВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Индивидуальный проект
Тема:_____________________________________
Предметная область_________________________
Ученика (цы) 8 класса
ФИ_______________________________________
Руководитель проекта
ФИО__________________________
Должность_____________________
Самара 2017