Об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 8-х классов
ПОЛОЖЕНИЕ
Об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 8-х классов
(далее Положение)
Общие положения
1.1. Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 8-х классов разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы №7 имени Героя Российской Федерации М.Т. Калашникова» городского округа Самара утвержденным приказом от 01.09.2016 №__.
1.2. Итоговый индивидуальный проект (далее – ИИП) – форма промежуточной аттестации.
1.3. Обучающиеся, осваивающие ООП основного общего образования, выполняют ИИП в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1.4. ИИП является основным объектом оценки метапредметных и предметных результатов, полученных обучающимися в ходе изучения всех междисциплинарных учебных программ на уровне основного общего образования.
Цели и задачи выполнения ИИП
2.1. Цель работы над ИИП – стимулировать и поддержать учебную мотивацию обучающихся, поощрить их активность и самостоятельность, расширить возможности обучения и самообучения, развить навыки рефлексивной и оценочной (в т. ч. самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика, развить навыки публичного выступления.
2.2. Основная задача выполнения ИИП – развить универсальные учебные действия (далее – УУД), в т. ч.:
– готовность обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
– способность к сотрудничеству, к решению личностно и социально значимых проблем;
– способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
– устойчивые познавательные интересы обучающихся, в т. ч. сопровождающиеся успехами в различных учебных предметах, а также способность к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;
– навыки сбора, обработки, хранения и передачи информации и др.
3. Требования к подготовке ИИП
3.1. Обучающиеся ежегодно самостоятельно выбирают тему проекта, руководителя проекта. Руководителем проекта могут быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей (законных представителей) обучающегося о выборе темы проекта.
3.2. План реализации ИИП разрабатывает каждый обучающийся совместно с руководителем проекта, используя при этом годовую циклограмму проектной деятельности. Циклограмма представлена в Приложении.
3.3. Темы и руководители ИИП утверждаются ежегодно приказом руководителя ОО.
Содержание и направленность ИИП
4.1. ИИП должен иметь практическую направленность, должен быть посвящен одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
4.2. Проектные задания должны быть четко сформулированы; цели, задачи и средства – ясно обозначены. Совместно с обучающимися руководитель проекта разрабатывает программу действий. Памятка «Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования» представлена в Приложении.
4.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
- письменная работа (эссе, рефераты, аналитические и обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовые доклады и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств) в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
4.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдать нормы и правила цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиата), проект к защите не допускается.
Требования к защите ИИП
5.1. В состав материалов, которые должны быть подготовлены для защиты ИИП, входят:
- краткая пояснительная записка к проекту с указанием замысла, цели и назначения проекта; краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов (1-2 главы); списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку обучающийся включает описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффекта(ов) от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость достигнутых результатов.
5.2. Защита ИИП осуществляется в процессе деятельности специально организованной комиссии, состав, которой утверждается приказом директора школы.
5.3. Результаты выполнения проекта оценивает комиссия после того, как обучающийся представит продукт проекта.Памятка «Как оформить мультимедийную презентацию для защиты проекта» представлена в Приложении.
Приложение
Годовая циклограмма
Срок | Содержание работы | Участники | Ответственный |
сентябрь | Формирование банка данных тем и продуктов ИИП | Заместитель руководителя ОО, руководители методических объединений, учителя предметники | Заместитель руководителя ОО |
октябрь | 1. Приказ ОО об утверждении состава руководителей ИИП обучающихся 8 классов, списка тем ИИП 2. Организационное собрание для обучающихся 8-х классов по выбору тем и руководителей ИИП 3. Приказ ОО о формировании групп обучающихся для работы над ИИП и закреплении за ними руководителей и тем ИИП | 1. Заместитель руководителя ОО, Директор 2.Руководители проекта, обучающиеся классные руководители 3. Заместитель руководителя ОО, Директор | 1. Заместитель руководителя ОО 2. Заместитель руководителя ОО, классные руководители 3. Заместитель руководителя ОО |
ноябрь | 1.Организовать работу над проектом: проанализировать источники информации, подготовить введение и 1-ю главу с выводами 2.Родительское собрание для согласования руководителей и тем ИИП | 1.Руководители проекта, обучающиеся, классные руководители 2.Классные руководители | 1.Руководители проекта 2.Классные руководители |
декабрь | Организовать работу над проектом: (титульный лист, оглавление, введение, 1-я глава, 2-я глава) по проектам | Руководители проекта, обучающиеся | Руководители МО |
январь | Организовать предварительную экспертизу промежуточных результатов выполненной работы (титульный лист, оглавление, введение, 1-я глава, 2-яглава, основные выводы список источников информации) по проектам | Руководители проекта, обучающиеся, руководители МО | Руководители МО |
февраль | Подготовить речь для защиты итоговой версии электронной презентации проекта | Руководители проекта, обучающиеся | Руководители проекта |
март | 1.Предзащита ИИП в малых группах 2.Подготовка отзыва руководителями проектов | 1.Руководители проекта, обучающиеся 2.Руководители проекта | 1.Заместитель руководителя ОО 2.Руководители МО |
апрель | Защита ИИП | Руководители проекта, обучающиеся, классные руководители | Заместитель руководителя ОО, руководители МО |
май | Приказ ОО об утверждении результатов защиты ИИП обучающихся | Заместитель руководителя ОО, Директор | Заместитель руководителя ОО |
Приложение
Приложение
ПАМЯТКА
ПАМЯТКА
«Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования»
Уважаемые коллеги!
Вы помогаете учащимся выполнить проект или исследование.
Чтобы ваши ученики подготовили качественную работу,
просим вас учитывать рекомендации.
1. ОБЪЯСНИТЕ УЧЕНИКАМ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Расскажите, что учебное исследование – это процесс, который сформирует адекватное представление
об изучаемом объекте. Условия:
– выявить и решить реальную познавательную проблему;
– выполнить работу в соответствии с основными требованиями научного исследования;
– обсудить с научным руководителем промежуточные результаты и выполнить его рекомендации;
– научиться добывать, перерабатывать и применять информацию.
1.2. Разъясните, что до подготовки учебного проекта руководитель и автор проекта заранее составляют описание конечного продукта деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, в т. ч. Рефлексию результатов деятельности.
1.3. Самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.
Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.
Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.
2. ПОМОГИТЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ
ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
В структуру входят:
1. Титульный лист (название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов), фамилия, имя и отчество руководителя).
2. Оглавление.
3. В ведение: краткий анализ актуальности, проблема исследования, объект и предмет (вариативно), цель, гипотеза по решению проблемы и реализации цели, задачи по проверке гипотезы, методы исследования, экспериментальная база (при необходимости), практическая значимость.
4. Глава 1, которая обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование.
Выводы по первой главе.
5. Глава 2, в которой автор описывает практические этапы работы, анализирует результаты в ходе эксперимента или исследования.
Выводы по второй главе.
6. Заключение, в котором автор подтверждает или опровергает гипотезу, краткая характеристика результатов, практическая значимость проекта или исследования.
7. Библиографическое описание источников.
8. Приложения.
В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из одной главы, а может – из трех.
3. ОЗНАКОМЬТЕ УЧАЩИХСЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ
К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ
3.1. Обязательно необходимо напечатать текст работы. Если ученик выполняет стендовый доклад, то текст находится рядом со стендом.
3.2. Текст должен быть набран 14 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура TimesNewRoman. Иллюстрации, графики вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки. Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы.
3.3. Типичные ошибки в текстах работ, которые следует устранить. Ученик: сильно превысил установленный объем; не определил цели и задачи, методы, результаты и выводы – структура работы отсутствует; сформулировал слишком широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть; не определил практическую ценность работы (реферативный характер); необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.
3.4. Структура оглавления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.
1.1. ...
1.2. ...
Выводы по первой главе.
Глава 2.
2.1. ...
2.2. ...
Выводы по второй главе.
Заключение
Список литературы (или список источников информации).
Приложения
Приложение 1
Приложение 2 и т. д.
3.4. Введение – все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых автор посвятил исследование.
Введение включает:
– актуальность исследования;
– проблему исследования;
– объект (вариативно);
– предмет (вариативно);
– цель;
– гипотезу;
– задачи;
– методы исследования;
– практическую значимость.
Объем введения по отношению ко всей работе – 2 страницы.
3.5. Написать заключение помогут фразы:
– «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5 предложений). Далее ученик комментирует выводы, которые сделал в главе 1 по актуальности и степени изученности проблемы;
– «Результаты нашего исследования (проекта) показали... ». На основе выводов главы 2 ученик комментирует степень достижения цели, подтверждает, опровергает или корректирует гипотезу;
– «Таким образом, …». Ученик формулирует утверждение, которое сделал в результате подтверждения
или опровержения гипотезы;
– «Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным…». Ученик анализирует практическую значимость продукта исследования.
Объем заключения – 1–2 страницы.
4. ПОДГОТОВЬТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ ТЕКСТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Текст защиты учащийся пишет заранее. Кратко, в виде тезисов он формулирует положения проекта или исследования. Для каждого тезиса подбирает доказательства: факты, примеры, цифры.
4.2. В выступлении учащийся учитывает основной тезис, цели и задачи, которые ученик ставил в проекте.
4.3. Главное – заинтересовать аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.
4.4. Текст выступления ученик связывает с жизненными ситуациями, проблемами, интересами аудитории, перед которой будет выступать.
4.5. Пользуйтесь тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные ситуации. Важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.
4.6. Предложите учащемуся воспользоваться рекомендациями к речи автора проекта:
– на все выступление отводится не более 7 минут;
– защита – это не пересказ всего содержания работы;
– выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной презентации.
4.7. Рекомендуйте структуру защитной речи:
– первая часть выступления кратко повторяет введение исследовательской работы, проекта;
– во второй части необходимо представить содержание работы. Например: «Работа состоит из трех разделов: введение, основная часть, заключение. Основная часть включает в себя главу 1 и главу 2. В первой
главе рассматривается проблема… Вторая глава посвящена исследовательской работе»;
– в третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, проекта.
5. Предложите набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта
«Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается исследовательская работа на тему…
Работа состоит из трех разделов:
Введение…
Основная часть, которая включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема
…. Вторая глава посвящена исследовательской работе.
Заключение…
Актуальность данной работы определяется тем, что… Проблема заключается в…
Объект исследования – это… (вариативно). Предметом нашего исследования является… (вариативно).
Цель исследования… Гипотеза…
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную…, с целью установления....
2. Выявить… (Далее перечисляются основные задачи).
Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов и методик…
Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего исследования результатов. Мы получили следующие результаты: …
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы… (указание на гипотезу. Далее основные доказательства, выводы).
Можно предположить, что… (утверждение).
Практическая значимость работы определяется возможностью использования...
Благодарю за внимание!».
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Т.М. КАЛАШНИКОВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Индивидуальный проект
Тема:_____________________________________
Предметная область_________________________
Ученика (цы) 8 класса
ФИ_______________________________________
Руководитель проекта
ФИО__________________________
Должность_____________________
Самара 2017
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 8-х классов
(далее Положение)
Общие положения
1.1. Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 8-х классов разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы №7 имени Героя Российской Федерации М.Т. Калашникова» городского округа Самара утвержденным приказом от 01.09.2016 №__.
1.2. Итоговый индивидуальный проект (далее – ИИП) – форма промежуточной аттестации.
1.3. Обучающиеся, осваивающие ООП основного общего образования, выполняют ИИП в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1.4. ИИП является основным объектом оценки метапредметных и предметных результатов, полученных обучающимися в ходе изучения всех междисциплинарных учебных программ на уровне основного общего образования.