Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания
Роль вопросно-ответных техник в процессе общения. Вопросы и квази-вопросы. Структура вопроса. Виды вопросов. Характеристика ответа, виды ответов. Критерии правильности вопросов и ответов. Вопросно-ответные техники как метод управления ситуацией общения.
Эмпирическое и теоретическое познание. Основные формы теоретического научного знания: проблема, гипотеза, теория.
Проблема и проблемная ситуация. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды решения проблем.
Гипотеза как форма развития научного знания. Виды гипотез: общие и частные. Построение гипотезы и этапы ее развития, способы подтверждения. Версия как вид гипотезы в юридической практике. Методы сравнения версий.
Лекции
Основными требованиями, предъявляемыми к лекциям, является их
– авторский характер,
– глубокая содержательность и достаточная информативность,
– соответствие обозначенной теме,
– доступность для студенческого восприятия.
При чтении курса логики важно раскрыть значимость логики для правовых наук, для практической работы судебного эксперта и юриста, продемонстрировать на конкретных примерах применительно к теме лекции роль различных типов выводов, логических приёмов и операций в судебной и следственной практике.
Среди методических приемов и форм, применяемых в процессе чтения лекционного курса, можно выделить следующие:
– Традиционный метод чтения лекционного курса предполагает устное изложение лектором учебного материала, который воспринимается студентами на слух и конспектируется ими классически (в тетради) или на компьютерные носители.
– Наиболее эффективным является применение традиционного метода, в сумме с методами инновационными (использованием дистанционного проектирования, электронных материалов, распространяемых по компьютерным сетям и др.).
– Весьма результативной формой чтения лекций является лекция-диалог, требующая непосредственного включения студентов в ткань чтения лекции. Лекция-диалог предполагает использование традиционных методов в сочетании с инновационными.
– Проблемные лекции, при чтении которых преподаватель обращается к подробному изложению и разбору одного или нескольких наиболее сложных или интересных вопросов темы, рассчитаны, прежде всего, на достаточно подготовленные аудитории.
Изложенные методические приемы не исключают возможности применения иных методических приемов чтения лекций, к которым можно прибегнуть с учетом подготовленности студентов и технической оснащенности лекционного помещения (зала или аудитории).
Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Тематика лекций для очной формы обучения
Тема лекции 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии. Предмет логики, основные понятия и методы.(2 ч.)
1. Возникновение логики как науки, основные этапы ее развития.
2. Предмет логики, ее нормативный характер.
3. Логика и язык.
4. Место логики в системе наук.
Задания для подготовки к лекции
1. Найти основные определения логики.
2. Что понимается под «культурой мышления»?
3. Уяснить исторический характер развития логики как науки.
4. Выяснить соотношение понятий «традиционная логика», «современная логика», «символическая логика», «математическая логика».
5. Вспомнить основные формы мышления.
Раздел 2. ПОНЯТИЕ
Тема лекции 2. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями (2 часа)
1. Способы образования понятий.
2. Основные логические характеристики понятия.
3. Виды понятий.
4. Отношения между понятиями.
5. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление.), их правила и ошибки.
Задания для подготовки к лекции
1. Выявить логические характеристики понятия.
2. Найти примеры классификации понятий в юридических науках.
3. Найти примеры использования отношений между понятиями в юридических науках
4. Выявить в чем заключается практическое значение обобщения и ограничения понятий?
5. Выяснить чем смысл правил деления?
6. Цель и природа определения. Роль определения в юриспруденции.
Раздел 3. СУЖДЕНИЕ
Тема лекции 3. Виды простых суждений. Модальность суждений (2 часа)
1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
2. Виды простых суждений.
3. Категорические суждения, их классификация.
4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.
5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.
6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.
Задания для подготовки к лекции
1. Что такое суждение?
2. Всякое ли предложение выражает суждение?
3. Что означает принцип двузначности в классической логике?
4. Для чего предназначен традиционный квадрат противопоставлений (логический квадрат)?
5. Какие виды модальностей Вам известны?
6. Каковы особенности деонтических модальностей и их роль в юридических науках?
Тема лекции 4. Сложное суждение и его виды. Законы логики (2 часа)
1. Структура сложного суждения.
2. Основы языка логики высказываний.
3. Табличное определение логических связок.
4. Вычисление истинностного значения сложного суждения.
5. Законы логики и логические противоречия.
6. Отношения между сложными суждениями.
Задания для подготовки к лекции
1. В чем состоит принципиальное отличие сложных суждений от простых?
2. Каковы подходы к анализу сложных суждений в современной логике?
3. Сравните подходы к анализу сложных суждений в информатике и в логике.
4. В чем различие представления законов логики в логике традиционной и в математической?
5. Что такое логическое противоречие?
6. Почему следует избегать логического противоречия?
Раздел 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема лекции 5. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений (2 часа)
1. Рассуждения и умозаключения. Структура умозаключения.
2. Типы классификаций умозаключений.
3. Специфика дедуктивных умозаключений и их виды.
4. Непосредственные умозаключения.
5. Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.
6. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов.
Задания для подготовки к лекции
1. Проанализируйте структуру умозаключения.
2. В чем отличие дедуктивного от недедуктивного умозаключения?
3. Какие типы классификаций умозаключений Вам известны?
4. Каковы способы проверки правильности силлогизма?
5. В чем состоит познавательное значение различных фигур силлогизма?
6. Что такое энтимема? Найдите примеры энтимем.
7. Какова структура полисиллогизма и сорита?
8. Найдите примеры соритов.
Тема лекции 6. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений (2 часа)
1. Специфика умозаключений, основанных на свойствах логических связок.
2. Чисто условное умозаключение.
3. Условно-категорическое умозаключение и его модусы.
4. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы.
5. Условно-разделительное умозаключение: виды дилеммы.
Задания для подготовки к лекции
1. Найдите примеры чисто условных умозаключений.
2. Найдите примеры правильных и неправильных модусов условно-категорического умозаключения.
3. Рассмотрите модусы разделительно-категорического умозаключения с точки зрения выдвижения и проверки версий.
4. Какие виды дилемм Вы знаете? Что такое «рога дилеммы»?
5. Какова роль дилемм в познании и в процессе дебатов, полемики?
6. Выясните специфические черты современных модальных логик.
Тема лекции 7. Недедуктивные умозаключения (2 часа)
1. Индуктивные умозаключения и их виды.
2. Понятия полной, неполной, популярной, статистической, научной индукции.
3. Понятие причинных зависимостей.
4. Методы научной индукции.
5. Умозаключение по аналогии, их виды.
6. Типичные ошибки в индуктивных и умозаключениях по аналогии.
Задания для подготовки к лекции
1. Выясните отличие недедуктивного умозаключения от дедуктивного.
2. Найдите примеры недедуктивных умозаключений.
3. Каково значение причинных зависимостей в юриспруденции?
4. Обоснуйте важность применения методов научной индукции в юридической практике.
5. Раскройте особенности применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе.