Половозрастные особенности родителя, жертвы насилия
Поскольку все семьи существенно различаются по структуре, традициям, социальному положению, достатку, условиям проживания, трудно составить портрет родителя-жертвы.
Вместе с тем все же можно остановиться на некоторых закономерностях. В частности, было установлено, что единственный родитель в семье имеет больший риск быть подвергнутым насилию, чем родитель в полной семье. Средний статистический возраст родителей, подвергающихся насилию со стороны детей — 44 года [В. Cottrell, 1996, 2001]. Это противоречит распространенному мнению, что насилию подвержены прежде всего люди, ставшие родителями в слишком молодом возрасте.
Матери и мачехи (как в неполных, так и в полных семьях) в большей мере рискуют стать жертвой насильственного поведения подростков. Причем и физически сильные (в меньшей степени), и физически слабые (в большей степени) матери могут быть жертвой насилия со стороны сына или дочери. Из-за того, что матери находятся в менее выигрышной, чем отцы, физической форме, они в меньшей степени способны дать отпор агрессивным подросткам, дисциплинировать их или защищать себя и младших детей.
Отцы и отчимы также могут стать жертвой насилия, но, конечно же, не в такой степени, как матери и мачехи. Когда насилие возникает между детьми и их отцами, отцы часто реагируют ответной агрессией, и этот инцидент скорее квалифицируется как борьба, нежели как насилие.
Примечательно, что родители с физическими или психическими недостатками чаще становятся жертвами насилия. Не остаются в стороне и другие члены семьи — младшие дети, старики, домашние животные. Как и при всех других формах насилия, семейное насилие направлено на лиц, которые воспринимаются агрессором как более слабые и уязвимые.
Родительские переживания, связанные с насилием
Все родители, подвергающиеся насилию, испытывают целую гамму различных эмоций: от страха за свою жизнь и опасения за безопасность ребенка до вины и стыда перед окружающими. Эти переживания часто определяют не только восприятие обстановки в семье, но и поведение родителей, формируя психологию жертвы.
Отрицание. Большинству родителей трудно признаться себе в том, что их ребенок может проявлять по отношению к ним насилие. Поэтому они могут первоначально просто отрицать проблему.
Ощущение фиаско, позора и вины. Многие родители чувствуют себя угнетенными и опозоренными из-за того, что не смогли создать семейное счастье. Они подвергают сомнению свои способности к воспитанию, мучаются мыслями о том, что сделали все не так, как надо, и начинают считать себя неудачниками, плохими родителями. Многие родители чувствуют ответственность за своих детей. Но признавая, что главную роль в развитии ребенка играют родители, тем самым они обвиняют себя и во всех грехах
собственных детей. В результате родители часто и в самом деле принимают на себя полную ответственность за насильственные действия ребенка.
Изменение убеждения, что родители — единственный фактор влияния на ребенка, может стать позитивной перспективой, особенно для тех, кто переживает вину и позор по поводу действий их детей. Действительно, идея об исключительности родительского влияния на детей не только отрицает эффект других социальных воздействий на жизнь ребенка, но и возлагает на плечи родителей неимоверный груз ответственности. Парадоксальность ситуации состоит в том, что как только они начинают искать помощи у окружающих, они часто натыкаются на обвинения, что еще больше усиливает чувство вины. Чувство вины и ощущение чрезмерной ответственности часто делают родителей невосприимчивыми к полезным советам и не позволяют предпринять эффективные шаги, чтобы справиться с трудностями в поведении детей [А.-М. Ambert, 1992, 1997].
Отчаяние и изоляция. В дополнение к чувству исключительной ответственности, родители часто ощущают себя покинутыми и изолированными. Они переживают безнадежность и беспомощность, потому что неспособны управлять ситуацией либо из-за физической опасности, либо из-за собственной эмоциональной нестабильности. Отчаяние из-за отсутствия гармонии в семейной жизни и ощущение изолированности в данной ситуации делает изменение убеждений еще более проблематичным.
Напряженность отношений. Проявление насилия со стороны подростков может вести к выяснению отношений между родителями по вопросу воспитания детей, что часто сопровождается спорами и скандалами. Отношения между родителями в таких семьях настолько напряжены, что иногда приводят к разводу из-за поведения подростка.
Доверие. Почти все родители, подвергающиеся насилию, чувствуют себя неспособными доверять детям, особенно когда те остаются дома одни. Возвращаясь домой, родители чрезмерно беспокоятся по поводу очередной конфронтации с ребенком. Кроме того, они сомневаются, будет ли ребенок вообще дома, боятся, что дом или имущество будут повреждены или что-то опять украдено.
Самая большая трудность состоит в том, чтобы изменить чувство инерции и безнадежность родителей, которая возникает из-за отчаяния. Родители агрессивных подростков часто выглядят либо эмоционально парализованными и бесчувственными, либо активными, выполняющими набор ритуальных действий, с помощью которых они беспомощно пытаются противостоять тирании собственных детей.
Здоровье. Стресс и напряжение при общении с агрессивными подростками могут иметь негативные последствия для здоровья родителей, иногда усугубляя имеющиеся проблемы, иногда создавая новые. Многие родители прибегают к использованию лекарственных препаратов в надежде справиться со стрессом. Некоторые родители начинают употреблять алкоголь или наркотики.
Потеря. Когда по разным причинам подросток покидает дом (уход из дома, тюремное заключение и пр.), некоторые члены семейства испытывают сильное чувство потери. Они также могут горевать о нарушении целостности, разрушении единства семьи. Это особенно травматично для неполных семей, где подросток — единственный ребенок. В случаях, когда молодой человек имеет собственного ребенка, родители теряют не только сына или дочь, но также могут утратить контакты с внуком.
Сиблинги. Насильственные действия подростков могут распространяться и на других детей в семье и порождать опасения родителей за их безопасность. Некоторые родители обеспокоены, что такие действия, как употребление наркотиков или алкоголя, проституция, могут стать примером для подражания другим детям. Кроме того, фокусировка на агрессивном ребенке часто отнимает много времени и энергии родителей и тем самым отвлекает их внимание от других детей. В свою очередь, дети, обделенные вниманием родителей, чтобы получить это внимание, становятся агрессивными или депрессивными.
Другие межличностные отношения. Родительские и детские отношения с друзьями и родственниками также могут быть пронизаны насилием. Подростки часто манипулируют другими членами семейства, убеждая, что их склонность к насилию — это ошибка родителей.
Работа. Стресс, вызванный насилием, распространяется и на занятия вне дома. Родители приносят свои беспокойство и тревогу на работу.
Волнение родителей, связанное, например, с переводом ребенка из школы в школу или с его побегом из дома, может помешать сконцентрироваться на работе. Их беспокойство относительно местонахождения ребенка, тревога за безопасность ребенка могут привести к безразличию и даже травматизму на работе.
Некоторые родители также обеспокоены звонками на работу из милиции или социальных служб, необходимостью выплачивать различного рода штрафы и компенсации за нанесенный ребенком ущерб.
Семейные факторы
Достаточно сложно однозначно определить причины, приводящие к насилию детей над родителями. Однако можно безошибочно назвать некоторые из них.
Родительская власть (авторитет). Пожалуй, любая семья имеет потребность в ясной структуре и определении лидеров. Родители, будучи ответственными, понимают, что они имеют право устанавливать ограничения и говорить: «Это — мой дом, и вы не можете вести себя в нем как вам вздумается!» Некоторые из них, боясь потерять любовь ребенка, устанавливают принудительные правила и стандарты поведения. Иногда родители так запуганы, что, стремясь избежать конфронтации, позволяют ребенку управлять в доме. Когда ребенок чувствует, что родители не в состоянии контролировать ситуацию в семье, ему приходится принимать на себя роль управляющего. Однако для большинства подростков это дополнительное бремя в борьбе за власть в семье.
Использование принудительных мер. Следует признать, что в жизни каждого подростка бывает период ненависти к любым правилам. Но родительская работа и состоит в том, чтобы, несмотря на протесты с помощью ограничений и правил контролировать поведение детей. Иногда такие попытки родителей имеют успех. Однако при таком подходе некоторые дети становятся более агрессивными и отказываются повиноваться до тех пор, пока родители не разъяснят, что такое поведение неприемлемо и именно поэтому они вводят некоторые ограничения.
Изменения в структуре семьи. В ситуации развода дети иногда злятся и обижаются на родителя, с которым они остаются жить (обычно на мать), за те изменения, которые произошли с ними в доме, в школе, в отношениях с друзьями или образе жизни в целом. Подростки иногда переживают от потери внимания со стороны родителей, особенно когда у тех появляются другие партнеры. Когда мать — единственный родитель, подростки иногда срывают свой гнев на нее просто потому, что она рядом и «больше не на ком».
Социальная изоляция. Чувства изоляции и отчужденности от семьи, школы и общества — часто продукт современной «эмоционально холодной» цивилизации. Ощущение разъединенности делает большинство подростков более агрессивными.
Современный пресс необходимости зарабатывать деньги создает дополнительное напряжение, вызывает семейные проблемы и заставляет родителей уделять все меньше времени на полноценное общение с ребенком. Когда дети маленькие, родители без труда справляются с бременем ответственности, но когда дети подрастают и достигают подросткового или юношеского возраста, это становится делать все труднее и труднее.
Подростки, чувствующие себя отчужденными от родителей, жаждут их внимания и поэтому могут использовать агрессию в качестве средства выражения фрустрации и гнева. В будущем такие подростки могут испытывать недостаток социальной зрелости, что часто приводит к разным формам асоциального поведения. Эти подростки нуждаются в постоянном руководстве и лидерстве взрослого.
Сопутствующие факторы
В современном обществе насилие и агрессия обычно используются для достижения каких-то определенных целей и поддержания контроля. Достаточно распространено мнение, что агрессия и насилие буквально пронизывают все сферы человеческой жизни. Действительно, в некоторых семьях или сообществах физическая и вербальная агрессия, эмоциональное насилие — принятый метод воспитания и взаимоотношений. И продолжаясь в течение многих лет или поколений, этот метод, возможно, стал общепринятой моделью поведения.
Следование за образцом. Как уже отмечалось, некоторые склонные к насилию подростки сами были жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия или были свидетелями такого насилия по отношению к их родителям или сиблингам. Они могут использовать насильственные паттерны поведения как способ взаимодействия с окружающими в случае потери власти и контроля.
К сожалению, часто подростки, столкнувшиеся с насилием, вместо того чтобы сосредоточиться на возмездии виновнику насилия, направляют агрессию на ни в чем не повинного родителя. Мальчики больше, чем девочки, имеют тенденцию идентифицироваться с отцами и, следовательно, с большей вероятностью будут заимствовать их черты [В. Cottrell, 2001]. Это может иметь серьезные последствия для мальчиков, ставших свидетелями насильственного поведения отцов по отношению к матерям. В этом исследовании доказывается, что комбинация отцовской агрессии, неадекватного дисциплинирования и негативного отношения к ребенку провоцирует возникновение у него агрессивного и делинквентного поведения.
Сексуальные стереотипы и насилие над женщиной. Несмотря на усилия правозащитных и феминистских организаций, до сих пор положение вещей остается неизменным: женщины все еще зарабатывают меньше, чем мужчины, они недостаточно представлены и имеют более низкий статус в институтах власти. В результате сложившихся гендерных предрассудков и продолжающегося насилия многие женщины испытывают недостаток доверия к себе как к людям и как к родителям. Однако следует признать, что женщины, выполняя материнскую роль, все же в большей мере ответственны за воспитание детей. Вместе с тем многие из отцов наравне с матерями обеспокоены агрессивностью детей и с готовностью разделяют ответственность в поисках необходимой помощи, хотя при этом могут оставаться эмоционально холодными или даже агрессивными [В. Cottrell, 2001].
Многие исследования свидетельствуют о том, что мальчики-подростки, склонные к агрессивному поведению, чаще, чем неагрессивные, были жертвой или свидетелем чрезвычайного физического насилия.
В последние годы и педагоги, и криминалисты отмечают увеличение распространенности агрессивного поведения среди девочек-подростков. Некоторые утверждают, что это результат протеста, когда молодые женщины восстают против традиционных представлений, в которых девочки изображаются робкими, пассивными и испуганными существами. Действительно, многие молодые женщины хотят обладать властью и быть признанными, и в этом случае их гнев можно расценивать как оправданный и конструктивный, как ответ на социальную несправедливость и господство мужчин. Однако, их гнев иногда совершенно необоснован, а агрессия принимает разрушительный характер.
Некоторые психологи полагают, что девочки выражают ненависть hoотношению к матерям, считая их виновными в покорности насилию со стороны отца или отчима. Пассивность и перенесенные оскорбления сделали этих девочек осторожными, но при этом они часто подражают агрессивному поведению мужчин. Совершенно очевидно, что стратегия подчинения, которую женщины используют, чтобы справиться с насилием, — малоэффективна и часто ведет к дальнейшему преследованию.
Традиционно женщины всегда были и остаются более восприимчивыми к чувствам и эмоциональным переживаниям окружающих. Многие подростки полагают, что им легче делиться переживаниями именно с матерями. Матерей они не так боятся, как отцов, которые, согласно их социальной роли, чаще реагируют более агрессивно на попытки подростка выразить свои чувства. В результате этого подростки могут выражать целую гамму чувств матерям, включая гнев.
Роль школы. Молодежь находится под большим давлением школьного окружения и сверстников. Школьная среда может быть насильственна и опасна. Дети испытывают угрозу насилия или подвергаются насилию со стороны других учащихся. Угроза насилия и давление заставляют многих подростков чувствовать себя уязвимыми и понижает их чувство собственного достоинства. Они стремятся контролировать себя, чтобы избежать преследований или не показаться более слабыми перед соучениками. Преподаватели же часто сами чувствуют себя бессильными, когда сталкиваются с агрессией подростков.
Школьная жизнь часто организована таким образом, что не предполагает никаких способов для разрядки напряжения, которое испытывают дети. Поэтому многие подростки выражают накопленные в школе гнев и агрессию дома или в других местах. Родители, которые подвергаются насилию со стороны детей, редко, а чаще никогда не получают поддержку и помощь со стороны школы.
Употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания. Употребление алкоголя и наркотиков напрямую коррелируют с насильственным поведением подростков. Вместе с тем, хотя токсикомания не является причиной агрессивного поведения, ее нельзя назвать проявлением благополучного поведения. Кроме того, попытки родителей пресечь такое поведение, пусть даже с целью оказать помощь, могут встретить со стороны подростка достаточно агрессивный отпор.
Серьезные психические расстройства. В некоторых редких случаях подростковое насилие может быть признаком серьезного психического расстройства. К сожалению, эти расстройства часто трудно диагностируемы.
Хотя такой диагноз может как-то объяснить некоторые особенности агрессивного поведения.
Вместе с тем постановка диагноза не должна поколебать убеждение родителей, что в любой ситуации можно добиться того, чтобы дети относились к ним с уважением. Пока психическое заболевание ребенка окончательно не диагностировано, родители должны пытаться понять, что происходит с ребенком, и как-то изменить ситуацию. Больше всего изменить ситуацию родителям мешают чувство безнадежности и инерция, вызванные отчаянным положением. Как уже отмечалось, родители агрессивных подростков часто либо находятся в эмоциональном ступоре, либо выполняют набор действий-ритуалов, чтобы совладать с собственной беспомощностью.
Примечательно, что постановка медицинского диагноза часто приносит родителям облегчение, позволяя избавиться от чувства вины и порицаний окружающих.
Менее серьезные психические расстройства. У некоторых подростков, склонных проявлять агрессию по отношению к родителям, диагностируют нарушения активности и внимания, поведенческие расстройства.
Методы воспитания. Многие современные родители направляют свою энергию на то, чтобы создать комфортные условия существования и сделать ребенка счастливым, вместо того чтобы развивать у него ответственность. В результате у детей формируется образ родителей как людей, чья прямая обязанность — сделать их счастливыми. Иногда это заканчивается неэффективными и нездоровыми отношениями, в которых родители обращаются с детьми как с компаньонами или партнерами.
Борьба за права детей привела к неоднозначно позитивным последствиям. С одной стороны, было признано, что дети имеют права, и они должны быть защищены, с другой — это привело к кризису лидерства и руководства в пределах семьи.
Новая этика воспитания ребенка сместила акцент с необходимости структурирования и лидерства в семье на признание потребности детей иметь возможность выражать чувства и оценочные суждения. Доброта, мягкость и признание важности свободного выражения ребенком чувств стали основными принципами воспитания. Очень популярными стали следующие идеи, препятствующие чрезмерному родительскому контролю [J. Price, 1996].
• Дети должны иметь возможность совершать собственные ошибки.
• Дети, которых чрезмерно опекают родители, никогда не научатся ответственному поведению.
• Что бы дети ни делали — это их жизнь.
Детям нужно доверять, иначе рост внутренних ресурсов будет медленным, а творческий потенциал и стремление к самовыражению могут не развиться вообще.
• Дети должны иметь возможность самостоятельно принимать решения.
• Эго ребенка не будет сформированным, если его право на частную жизнь будет нарушено.
• Использование наказания без предварительного предупреждения может иметь серьезные последствия.
Вместе с тем большинство родителей, педагогов и психологов, признавая необходимость соблюдения прав ребенка, сходятся на том, что должен существовать некий баланс между правами детей и их обязанностями. Подростки должны нести ответственность за свои действия, хотя они и могут настойчиво сопротивляться этому, делегируя лидерские полномочия родителям. Взрослые же часто подвержены иррациональным убеждениям о собственной ответственности за мир, который они создали для своих детей.
Тема: СУПРУЖЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Любая может стать жертвой супружеского насилия. Супружеское насилие является существенной проблемой, о которой нужно говорить. По меньшей мере один раз в жизни одна треть женщин становится жертвой супружеского насилия. Каждый год, в Канаде осуществляется около 40 000 арестов в связи с супружеским насилием. В 80% случаев жертвами являются женщины. Тем не менее, трудно иметь чёткое представление о масштабах этого явления, так как не все преступления сообщаются в полицию.