Четвертый год обучения - 4 класс.
(Проводится в форме групповых или индивидуальных занятий с детьми)
В четвертом классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:
1 этап. Выбор темы предстоящего исследования.
2 этап. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Для этого проводятся специальные тренировочные занятия и упражнения. На этом же этапе строится работа над формированием у детей умения выдвигать гипотезы.
3 этап. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.
4 этап. Организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. В плане работы над темой исследования выделяю следующее:
- планирование работы по исследованию;
- работа с различными источниками информации;
- проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;
- проведение опытов, экспериментов, формулировка выводов;
- проведение анкет и обработка данных.
5 этап. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.
6 этап. Выступление в классе.
7 этап. Школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников.
Все занятия кружка «Я - исследователь» (1- 4 классы) проводятся в нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр - исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.).
Кроме того, для исследования окружающего мира необходимо уметь вести наблюдения. Поэтому большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа. Дети учатся работать в группах разного состава. (По количеству и по численности)
При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизор, видео, магнитофон, видео- и аудиокассеты. Дети работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями, периодическими журналами для детей.
Литература:
1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
4. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.
5. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.
6. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.
7. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2
Приложение №1.
Методика №1. Желание детей участвовать в исследовательской работе.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Класс ____________ Дата ____________________________________________
Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По какой теме ты бы хотел провести исследование? Напиши.
_________________________________________________________________
Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.
Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:
¡ Гипотеза исследования
¡ Составление плана работы
¡ Цель и задачи исследования
¡ Защита исследовательской работы
¡ Выбор темы исследования
¡ Отбор способов сбора информации по теме исследования
Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке исследований.
Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.
¡ Подумать самостоятельно
¡ Прочитать в книгах
¡ Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)
¡ Просмотреть кино- и телефильмы
¡ Обратиться к компьютеру
¡ Понаблюдать
¡ Провести эксперимент
Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.
При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.
Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:
Приятным Разнообразным Интересным Желательным Легким Нужным Беспокойным Простым Непонятным Полезным | Неприятным Однообразным Скучным Нежелательным Трудным Ненужным Спокойным Сложным Понятным Бесполезным |
Теоретические занятия
1.Беседа с детьми.
Рассказать детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником конференции «Первые шаги в науку». Как правильно выбрать тему?
2.Родительское собрание.
Рассказать родителям о школьной исследовательской деятельности, о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку.
Постановка проблемы
От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.
Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема – отражает характерные черты проблемы.
Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов) ;
- изобретательской;
- теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования
ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.
5.Составление плана работы
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1.Подумать самостоятельно:
-Что я об этом знаю?
-Какие мысли я могу высказать про это?
-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.
6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.
Б.Выбор методов
Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.
МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:
· анализ
· синтез
· аналогия
· измерение
· наблюдение
· эксперимент моделирование
· классификация
В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.
Изучение литературы
Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.
Собранные сведения анализируются и обобщаются. для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.
Подготовка текста доклада и средств наглядного представления.
Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.
К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:
• информационно-реферативные;
• натуралистические и описательные;
• исследовательские.
Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.
Требования к работе
Работа не более 10 печатных листов.
Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?
Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.
Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.
Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)