Правила и ошибки доказательства и опровержения
Процессы доказательства и опровержения приводят к истинным результатам, если в ходе их не нарушаются правила и не совершаются ошибки. Ошибки весьма распространены, наиболее типичные ошибки и затруднения известны с древности.
Различают софизмы – умышленное введение в заблуждение ипаралогизмы – непреднамеренные ошибки. Пример софизма (“Рогатый”) приводит Диоген Лаэртский: “Что ты не потерял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть ты рогат”.Основан на двусмысленности выражения “то, что потерял”. Софизмы иногда используются при доказательстве в процессе спора.
От умышленных и случайных ошибок следует отличатьпарадоксы – рассуждения, доказывающие как истинность, так и ложность некоторого суждения (“парадокс каталога всех нормальных каталогов”, “мэра” и др.).
Доказательства и опровержения должны отвечать определенным правилам. Правила делятся на относящиеся к тезисам, аргументам и демонстрации. Соответственно, делятся и ошибки, связанные с нарушением указанных правил.
Правила по отношению к тезису:
1.Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.
В связи с этим необходим тщательный анализ тезиса: выявление логической формы суждений, уточнения смысла терминов. Например, тезис: “Студенты нашего курса сдали зачет по логике” требует уточнения: “все” или “некоторые”? Возможно, что и предмета спора не будет.
2.Тезис должен оставаться неизменным.
Неизменность тезиса является одним из важнейших условий процесса аргументации. Любые изменения и уточнения тезиса требуют специальных разъяснений.
Ошибки, совершаемые относительно тезиса:
Нарушение правил, относящихся к тезису, порождает ошибки; наиболее распространены следующие:
1. Потеря тезиса. Тезис теряется, а с ним и тема спора, как правило, неумышленно, из-за недостатка культуры мышления.
2. Подмена тезиса (полная или частичная). Подмена тезиса нередко носит умышленный характер. От доказательства одного положения фактически переходят на доказательство другого. При частичной подмене тезиса происходит сужение или расширение тезиса.
Потеря и подмена тезиса часто связаны с неточностью формулировки тезиса, его неопределенностью, с тем, что аргументы приводятся не по существу. С указанными ошибками связаны ошибки “довод к человеку”, “переход в другой род”.
3. “Довод к человеку” – подмена доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул тезис (ошибка называется “ логическая диверсия”).
4. “Переход в другой род”вызывается сужением или расширением тезиса. Различают две разновидности ошибок:
а) “Кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает” (аргументов не должно быть слишком много, так как может появиться суждение, противоречащее остальным).
б) “Кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает” (аргументов не должно быть слишком мало, их число должно быть достаточным).
Правила по отношению к аргументам:
1. Аргументы должны быть истинными;
2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса;
3. Аргументы не должны противоречить друг другу;
4. Аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса.
Ошибки по отношению к аргументам:
1. Ложность оснований (“основное заблуждение”).
2. “Предвосхищение оснований” (использование недоказанных или недостаточно обоснованных положений).
3. “Круг в доказательстве” ( зависимость аргументов от тезиса).
Правила по отношению к демонстрации:
Связаны с правилами построения доказательных рассуждений, предполагают логическое следование тезиса из аргументов. Их нарушение предполагает несостоятельность демонстрации.
Ошибки по отношению к демонстрации:
Ошибки связаны с нарушением упомянутых правил. Наиболее типичные ошибки:
1.“Мнимое следование” (несоответствие логического статуса посылок статусу тезиса либо отсутствие логической связи аргументов и тезиса).
2.“От сказанного с условием к сказанному безусловно”.(Аргументы принимаются с определенным условием, но в процессе аргументации их начинают принимать как необходимо обоснованные).
3.“От сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему –либо”.
Выделяются также ошибки, специфичные для дедуктивных, индуктивных (например, “Поспешное обобщение”) умозаключений и умозаключений по аналогии.
Наряду с указанными ошибками в процессе аргументации применяются ряд известных уловок, связанных с вышеназванными ошибками. Среди них:
“аргумент к силе”- логическое обоснование тезиса подменяется внелогическим принуждением;
“аргумент к невежеству”- использование некомпетентности оппонента или аудитории и навязывание ложных мнений;
“аргумент к тщеславию” – использование лести по отношению к оппоненту или аудитории;
“аргумент к состраданию”- обращение к жалости вместо обоснования;
“аргумент к публике” – обращение к мнениям и настроениям слушателей; “аргумент к авторитету”- ссылка на авторитетную личность, на традицию;
“аргумент к здравому смыслу” –обращение к обыденному сознанию, к мнению вместо обоснования;
“дамский аргумент” – сведение выдвинутого положения к абсурду.