Р70 Умственная отсталость легкой степени

Характеристика состояния

Затруднения проявляются главным образом в процессе школьного обу­чения.

Ориентировочно IQ — 60-80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера): '

а) неосложненная;

б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподобные рас­
стройства, невротические, психопатоподобные, патохарактерологические и
психопатические расстройства, речевые нарушения, эписиндром и т. д.).

Условия лечения

а) специализированные детские сады;

б) специализированное обучение (вспомогательные школы, школа-ин­
тернат);

в) дневной стационар или стационар (при нарушении адаптации, наличии
осложняющей симптоматики, или отрицательных микросоциальных условий);

г) амбулаторное наблюдение.

Перечень необходимых обследований

— педиатр (1 раз в год, по показаниям — повторно);

— психолог, в том числе, количественное определение интеллекта —
текст Векслера;

— логопед;

— окулист;

— невролог;

— отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям);

— общие анализы крови и мочи (кратность — по показаниям);

— ЭЭГ;

— Эхо-ЭЭГ (1-2 раза в год, чаще — по показаниям).

Р70 Умственная отсталость легкой степени - student2.ru 1 Приведенные психометрические стандарты уровней развития интеллекта IQ завы­шены на 10 ед., т.к. используемый в России адаптированный вариант методики Векслера дает более высокие показатели при аналогичном уровне интеллекта, определяемом по кли­ническим критериям. Особенно это важно учитывать при диагностике более легких степе­ней умственной отсталости. Следует также отметить, что уровень IQ не может являться единственным критерием диагностики интеллектуального недоразвития или определения его выраженности.

Для установления этиологии

— составление родословной — обязательно;

— исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) — обязательно;

— цитогенетическое обследование — по показаниям;

— лабораторное исключение ряда генетических и внешнесредовых пару
шений — по показаниям;

— аудиограмма;

— рентгенограмма черепа;

— компьютерная томография (КТ);

— ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);

— РЭГ;

— нейропсихолог;

— дерматолог;

— стоматолог.

Принципы терапии

Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психоло­го-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образо­вание по программе, доступной его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохранных (или более сохранных) способностей: у одних — физической ловкости, у дру­гих — музыкальности, у третьих — склонности к рисованию и т. д.

Необходима семейная психотерапия с объяснением родителям всех осо­бенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами.

При выявлении специфической нозологической формы обменного харак­тера, приводящей к умственной отсталости (ФКУ, гипотериоз), лечение долж­но быть строго специфическим в специализированном учреждении — с учетом медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Меди­каментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую оче­редь, на повышение предпосылок интеллекта и на осложняющую симптомати­ку, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Вы­бор терапии (препарат, его дозировка, длительность лечения) производится в соответствии со структурой психопатологического синдрома, возрастом, сома­тическим состоянием, индивидуальной переносимостью препаратов (препара­ты нейрометаболического, дегидратирующего, цереброваскулярного действия,
транквилизаторы, «малые» нейролептики, противосудорожные, антидепрес­сивные, общеукрепляющие средства).

Длительность лечения

Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами — 2 месяца, с пе­риодичностью 2-3 раза в год.

а) амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социальной адап­тации;

б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) — 1-2 мес. (при нали­
чии осложняющей симптоматики);

в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-
интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении
должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений — в течение
всего срока пребывания ребенка в учреждении.

Наши рекомендации