Р70 Умственная отсталость легкой степени
Характеристика состояния
Затруднения проявляются главным образом в процессе школьного обучения.
Ориентировочно IQ — 60-80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера): '
а) неосложненная;
б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподобные рас
стройства, невротические, психопатоподобные, патохарактерологические и
психопатические расстройства, речевые нарушения, эписиндром и т. д.).
Условия лечения
а) специализированные детские сады;
б) специализированное обучение (вспомогательные школы, школа-ин
тернат);
в) дневной стационар или стационар (при нарушении адаптации, наличии
осложняющей симптоматики, или отрицательных микросоциальных условий);
г) амбулаторное наблюдение.
Перечень необходимых обследований
— педиатр (1 раз в год, по показаниям — повторно);
— психолог, в том числе, количественное определение интеллекта —
текст Векслера;
— логопед;
— окулист;
— невролог;
— отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям);
— общие анализы крови и мочи (кратность — по показаниям);
— ЭЭГ;
— Эхо-ЭЭГ (1-2 раза в год, чаще — по показаниям).
1 Приведенные психометрические стандарты уровней развития интеллекта IQ завышены на 10 ед., т.к. используемый в России адаптированный вариант методики Векслера дает более высокие показатели при аналогичном уровне интеллекта, определяемом по клиническим критериям. Особенно это важно учитывать при диагностике более легких степеней умственной отсталости. Следует также отметить, что уровень IQ не может являться единственным критерием диагностики интеллектуального недоразвития или определения его выраженности.
Для установления этиологии
— составление родословной — обязательно;
— исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) — обязательно;
— цитогенетическое обследование — по показаниям;
— лабораторное исключение ряда генетических и внешнесредовых пару
шений — по показаниям;
— аудиограмма;
— рентгенограмма черепа;
— компьютерная томография (КТ);
— ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);
— РЭГ;
— нейропсихолог;
— дерматолог;
— стоматолог.
Принципы терапии
Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образование по программе, доступной его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохранных (или более сохранных) способностей: у одних — физической ловкости, у других — музыкальности, у третьих — склонности к рисованию и т. д.
Необходима семейная психотерапия с объяснением родителям всех особенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами.
При выявлении специфической нозологической формы обменного характера, приводящей к умственной отсталости (ФКУ, гипотериоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении — с учетом медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на повышение предпосылок интеллекта и на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Выбор терапии (препарат, его дозировка, длительность лечения) производится в соответствии со структурой психопатологического синдрома, возрастом, соматическим состоянием, индивидуальной переносимостью препаратов (препараты нейрометаболического, дегидратирующего, цереброваскулярного действия,
транквилизаторы, «малые» нейролептики, противосудорожные, антидепрессивные, общеукрепляющие средства).
Длительность лечения
Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами — 2 месяца, с периодичностью 2-3 раза в год.
а) амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социальной адаптации;
б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) — 1-2 мес. (при нали
чии осложняющей симптоматики);
в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-
интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении
должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений — в течение
всего срока пребывания ребенка в учреждении.