Урок. Развивающие упражнения по проектному мышлению. Формирование групп. Правила работы в коллективе.
Тренинговая форма.
Учитель получает материал и раскладывает по отдельным папкам.
1 папка - последовательность хода научного исследования
2 папка - формы представления исследовательских работ
3 папка - современный вариант оформления исследовательской работы.
На первом этапеурока ребятам задается вопрос: "Кто в вашей группе является интеллектуальным лидером?"
Ребята могут предложить себя в качестве интеллектуального лидера или предложить кого-то другого.
Далее, учитель говорит, что у него возникла проблема, он набрал очень много информации и запутался. Необходимо, чтобы дети объяснили, систематизировали информацию для учителя. В конце убедить его в полезности информации.
На втором этапе класс делится на команды.
Интеллектуальный лидер выбирает себе человека для совместной работы.
1 команда - 3 человека
2 команда - из оставшихся учащихся.
Учащимся раздается материал приготовленный в папках.
Лидеру предлагается папка №3 т.к. обработать ту информацию сможет интеллектуал.
1 команде предлагается папка №1
2 команде - папка №2
В начале учащимся дается 5 мин.
Необходимо учителю постоянно обращать внимание на то, как ребята работают в команде.
После того, как 5 мин. пройдет попросить ребят проанализировать работу, напомнить о проблеме, есть ли у них план, как распределены обязанности в команде? Далее дается еще 5 -10 мин.
На третьем этапе, после того как время выйдет, учитель просит каждую команду проанализировать свою работу, затем высказывается лидер команды, который проявляется в процессе деятельности.
Выступление команд можно начать заслушивать и продолжить на следующем уроке.
Уроки.
Необходимо напомнить о работе на прошлом уроке еще раз командам раздать папки с материалом. Выступление начинает первая команды, ребята могут задавать вопросы, рецензировать выступление команды. Цель выступления - ознакомится с информацией.
Затем выступает вторая команда и остальные ребята также задают вопросы, рецензируют их выступление, учитель тоже высказывает свои наблюдения.
(папка№1)
"Последовательность хода научного исследования"
1. Последовательность хода научного исследования.
- общая схема хода научного исследования
- структура исследовательской работы
(цель, гипотеза, задача, обзор литературы, методы исследования, собственные результаты, выводы, доклад)
2. Оформление исследовательской работы
- структура содержания исследовательской работы (введение, основная часть, заключение)
- требование к оформлению (титульный лист, язык, стиль, общие правила оформления исследовательской работы)
Последовательность хода научного исследования
Общая схема хода научного исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы
2. Постановка цели исследования
3. Определение конкретных задач исследование
4. Определение объекта исследования
5. Определение объекта исследования
6. Выбор методов и методики проведения исследования
7. Описание процесса исследования
8. Обсуждение результатов исследования
9. Формулирование выводов (результатов)
10. Оценка полученных результатов
Структура исследовательской работы
Структура исследовательской работы стандартна и от стандартов нельзя отступать
Цель исследования
- формулируется кратко, одним предложением
(доказать, обосновать, разработать видеофильм, компьютерную программу)
Гипотеза
1. предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается.
2. предположение должно быть обоснованным, т.е. подкрепляется научными данными и логическими соображениями.
Задачи исследования
1. Детализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования.
2. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования
3. Задачи могут быть поставлены для теоретической части (обзор литературы по проблеме) и для экспериментальной части исследования
4. Задачи определяют: содержание исследования, структуру текста работы
5. Для формулирования задач используют "проанализировать", "выявить", "определить", "установить".
6. Можно ставить 3-5 задач
7. Задачи определяют методы и методики т.е. приемы и способы, которые использует исследователь.
Обзор литературы по проблеме
1. дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении и в каком направлении оно ранее изучалось
2. для этого анализируют несколько работ
Методики и методы исследования
1. описать, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы
2. общие методы научного познания (анализ, наблюдения, измерения, сравнения, эксперимент и др.)
3. специальные методы ( методы меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ/физика, химия/, метод интервалов и математической индукции/математика/
4. тестирование, анкетирование, интервью/для гуманитарных наук/
5. узкоспецефические методы: математика(метод Ньютона, метод касательных для решения уравнений, метод Гаусса, метод последовательного исключения неизвестных для решения системы алгебраических уравнений); метод Лагранжа и метод Эйлера (метод описания движения жидкости - основной метод гидродиамики)
6. Собственные данные, полученные в результате исследовательской работы
7. полученные данные сопоставить друг с другом и с данными из источников
8. сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования
· необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы т.е. в процессе работы получается массив чисел или текстов и т.п. которые представлять не нужно
· числа и тексты включать только те, которые иллюстрируют вывод, но для возможных "любопытных к первоисточникам" самый интересный первичный материал можно вынести в приложение (выгодной формой представления данных - является графическая т.к. она максимально облегчает восприятие текста)
Выводы - это краткие ответы на вопрос "Как решены поставленные исследовательские задачи".
Поэтому, тезисно по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования.
Совокупность выводов является доказательством полноты достижения цели.
- цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
Различие текста исследовательской работы (т.е. основной части) и доклада по исследовательской работе.
Главная задача докладчика:
а) точно сформулировать, эмоционально изложить саму суть исследования
б) проиллюстрировать суть исследования
- лаконично
- небольшим количеством
- ярко
- образно оформленно
- удобного для восприятия
в) недопустимо зачитывание работы, перегрузка доклада "лишними" данными
г) для освещения сути исследования достаточно 10 минут
Все остальное, если возник интерес у аудитории излагается в ответах на вопросы.
Оформление исследовательской работы