О различении практической и теоретической логики
Под практической логикой мы понимаем односеместровый учебный курс по общей логике, читаемый студентам гуманитарного профиля, то есть историкам, филологам, политологам, культурологам, юристам, психологам, журналистам, а также будущим специалистам по связям с общественностью и другим возможным категориям специалистов гуманитарного профиля.
Уже несколько десятилетий этот курс общей логики складывается из тех разделов традиционной и современной формальной логики[3], в изложении которых используется достаточно простой понятийно-концептуальный аппарат. Из традиционной логики в него включается неформализованная простая традиционная силлогистика, восходящая к силлогистике Аристотеля, а из современной логики – наиболее простой фрагмент логики высказываний (суждений), построенной на семантическом уровне. В него также включается упрощенное изложение учения о недедуктивных умозаключениях. Описанная структура курса общей практической логики составляет основное содержание всех учебников по логике, написанных для гуманитариев.
Соответственно под теоретической логикой мы понимаем полностью формализованные, то есть построенные как на семантическом, так и на синтаксическом уровнях, простую традиционную силлогистику, логику высказываний и логику предикатов первого и второго порядка, а также различные виды неклассических логик: интуиционистскую, модальную, паранепротиворечивую, релевантную, многозначную и другие виды неклассических логик.
Как известно, полностью формализованные логики, т.е. логики, в которых формализация доведена до чисто синтаксического уровня, являются логическими исчислениями и имеют статус в высшей степени теоретических концепций.
Убедительные основания для вышеописанного понимания теоретической логики дает название книги Д. Гильберта и В. Аккермана «Основы теоретической логики», в которой авторы построили в виде исчислений логику высказываний, логику классов, логику предикатов первого порядка, а также логику предикатов второго порядка (11).
Естественно, что теоретическая логика не может иметь широкого применения в анализе обычных рассуждений людей.
Слабая практическая применимость логик, построенных в виде исчислений, объясняется тем, что их законы и правила вывода формулируются преимущественно средствами алфавита абстрактного символического искусственного языка, а их понимание предполагает глубокое предварительное усвоение очень абстрактных теоретических понятий, необходимых для построения этих логик в виде исчислений, в то время как законы и правила вывода простой неформализованной силлогистики формулируются преимущественно с использованием обычного естественного языка; выразительные средства искусственного символического языка здесь минимальны (буквы S, P, M – для обозначения терминов умозаключения, a, е, i, o – для обозначения видов суждений), а ее понятия полностью согласуются с природной логической интуицией рассуждающего. Поэтому простая неформализованная силлогистика имеет широкое практическое применение.
Включение простой традиционной силлогистики в практическую логику мы также мотивируем той характеристикой силлогистики, которую дали ей современные отечественные исследователи – проф. В.А. Бочаров и проф. В.И. Маркин. «Она (силлогистика. – А.Т.) отличается значительной простотой, элегантностью и кажущейся самоочевидностью устанавливаемых в ней логических законов, формулировка которых осуществляется почти на естественном языке без использования какой-либо сложной символики. Все это делает силлогистику наиболее простым и наиболее доступным средством приобщения учащихся к логическому знанию, а потому начиная с античности и вплоть до настоящего времени изучение силлогистики является обязательным элементом логического образования» (4, с. 138).
Хотя законы и правила вывода логики высказываний формулируются средствами искусственного символического языка, понятия логики высказываний, построенной на семантическом уровне (на основе таблиц истинности), также хорошо согласуются с логической интуицией рассуждающего, и поэтому на этом уровне логика высказываний также обладает широкой практической применимостью.
В состав практической логики мы также включаем учение о недедуктивных умозаключениях, то есть учения об индуктивных умозаключениях, об умозаключениях по аналогии, об умозаключениях о причинных связях между явлениями. В итоге под практической логикой мы понимаем умозаключения простой традиционной силлогистики, умозаключения таблично построенной логики высказываний, а также недедуктивные умозаключения. Все эти умозаключения в конечном счете в практической логике мы оцениваем в терминах «логично» либо «нелогично».
Как известно, образовательный стандарт по общей логике для гуманитариев как раз и предполагает чтение лекций и проведение практических занятий по всем перечисленным структурным частям общей логики с учетом практического аспекта анализа рассуждений. И поскольку практическая логика в конечном счете должна излагать учение о логичных и нелогичных умозаключениях, то вполне понятно, что главным критерием ее совершенства следует считать адекватную классификацию ее умозаключений[4].