Основные аспекты развития на стадии молодости.
Познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается.
Главные проблемами в эмоциональной сфере - достижение идентичности и близости.
Эмоциональная близость в человеческих отношениях - основа любви. Чувство любви: интимный характер, эмоции нежности, восторга (гнев, печаль, злость, обида, разочарование) и др.
В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций: эмоция родительских отношений (радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него).
В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Роль мотивационной сферы очень велика: создание семьи, рождение детей, выбор профессии.
Создание семьи. Мотивы: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения.
Выбор профессии. Мотивы: практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.
30 лет: на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.
На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
Нормативный кризис 30–33 лет. Рассогласование между жизненными планами и реальными возможностями человека. Пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.
Период характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.
Характер деятельности и общения: труд – общественно-полезная деятельность, семья – концентрация и разнообразие межличностных отношений, досуг – реализация личностного потенциала.
Ведущий фактор - трудовая деятельность, главные задачи - самоопределение и создание семьи.
Кризис 30 и 40 лет.
Приблизительно 30 лет (иногда позже) большинство людей переживают кризисное состояние. Изменение представлений о своей жизни, иногда полная утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже разрушение прежнего образа жизни.
Возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности» – жизненный замысел вообще оказался неверным. Если жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а развивает личность.
Кризис 30 лет – кризис смысла жизни. Поиски смысла существования. Переход от молодости к зрелости.
Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.
Кризис 40 лет – это как бы повторение кризиса 30 лет. Происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.
· Проблем в профессиональной деятельности
· Обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них (окончательное осознание характера супружеских отношений.И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться).
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». Могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.