Развитие на стадии раннего детства.
Раннее детство – это период от 1 года до 3-ёх лет. Изменение в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.
Предметная деятельность – ведущая. Роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
Эльконин: два направления развития предметной деятельности:
1. Развитие действие от совместного со взрослыми до самостоятельного исполнения
2. Развитие средств и способов ориентации ребёнка в условиях осуществления действия:
Первый этап: а) манипуляция предметами б) использование предметов в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап: производить действия в неадекватной ситуации.
Третий этап: возникновение игрового действия.
Развитие познавательной сферы ребёнка: восприятие, память, речь, мышление. Вербализация познавательных процессов и возникновение их произвольности.
1. Восприятие:
· Перцептивные действия (целостность воспринимаемого предмета);
· Сенсорные эталоны (возникновение эталонов ощущения: звуковых, вкусовых, слуховых, тактильных и др.);
· Действие соотнесения;
2. Мышление: Наглядно-действенное переходит в наглядно-образное. Развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия; (ДОБАВИТЬ!)
3. Память: к двум годам развивается оперативная память. Доступны логические и тематические игры, может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, которую поставил несколько минут назад;
4. Речь: до 1,5 лет от 30 до 100 слов, 2 года – 300 слов, 3 года – 1200-1500 слов.
Этапы развития речи:
1. Слоги (вместо слов);
2. Слова-предложения;
3. Двухсловные предложения;
4. Предложения из 3-ёх и более слов;
5. Правильная речь (грамматически согласованные предложения);
Тенденции:
· Пассивная речь опережает активную;
· Ребёнок открывает, что каждый предмет имеет своё название;
· «Открывает» интуитивно, что слова связаны между собой;
· Сначала научается правильно слушать, потом – говорить;
· Овладение синтаксическим строением языка;
· Указательная функция речи становится обозначающей;
Также происходит личностная социализация ребёнка. Важен положительный эмоциональный контакт с близкими. Становление самосознания, потом формирование самооценки. Развитие самостоятельности («Я сам»). У многих – непослушание. Развитие эмпатии (понимание эмоционального состояния другого человека). Потребность в достижении успеха (формируется поэтапно).
Кризис 3 лет.
Ребёнок начинает отделять себя от других людей, сознаёт свои возможности, ощущает себя источником воли. Сравнивает себя со взрослыми, возникает желание выполнять те же действия, что и они. Симптомы/черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. (Л.С. Выготский). Зарождение потребности в уважении и признании.
1. Негативизм (негативная реакция на требование или просьбу взрослого, а не на само действие; в основном с родными; негативизм не равно непослушание);
2. Упрямство (ребёнку важно не получить желаемое, а чтобы с его мнением считались; Настаивает даже если вещь не очень нужна);
3. Обесценивание (присуща всем кризисам; обесцениваются все привычки и ценности, которые раньше были дороги);
4. Строптивость (направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством);
5. Своеволие (стремление делать всё самому; самостоятельность не только физическая, но и намерений и взглядов);
6. Протест-бунт (часты ссоры детей с родителями);
7. Деспотизм (ребёнок диктует всем окружающим как себя вести, стремится чтобы его слушались и поступали так, как он говорит; часто, когда ребёнок один в семье или последний по счёту);
Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого.
Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во "взрыве" прежней социальной ситуации развития. Основное новообразование - появление у ребенка "Я сам", следствием чего становится распад прежней социальной ситуации "мы".
Кризис трех лет, сопровождается следующими симптомами:
ü
Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным в конкретную ситуацию), легко ребенком выполняется.
ü
Упрямство- реакция не на предложение, а на свое собственное решение.
ü
Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.
ü
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет свои специфические особенности. Строптивость носит более генерализированный и более безликий характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
ü Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года жизни, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.
ü Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
"Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, постоянном конфликте с ними", - писал Л.Б. Выготский.
ü Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Перечисленные симптомы "вращаются" вокруг выделения ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми.
• Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде "системы Я". В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.