Развитие на стадии раннего детства.

Раннее детство – это период от 1 года до 3-ёх лет. Изменение в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Предметная деятельность – ведущая. Роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Эльконин: два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действие от совместного со взрослыми до самостоятельного исполнения

2. Развитие средств и способов ориентации ребёнка в условиях осуществления действия:

Первый этап: а) манипуляция предметами б) использование предметов в) овладение специфическим способом употребления.

Второй этап: производить действия в неадекватной ситуации.

Третий этап: возникновение игрового действия.

Развитие познавательной сферы ребёнка: восприятие, память, речь, мышление. Вербализация познавательных процессов и возникновение их произвольности.

1. Восприятие:

· Перцептивные действия (целостность воспринимаемого предмета);

· Сенсорные эталоны (возникновение эталонов ощущения: звуковых, вкусовых, слуховых, тактильных и др.);

· Действие соотнесения;

2. Мышление: Наглядно-действенное переходит в наглядно-образное. Развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия; (ДОБАВИТЬ!)

3. Память: к двум годам развивается оперативная память. Доступны логические и тематические игры, может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, которую поставил несколько минут назад;

4. Речь: до 1,5 лет от 30 до 100 слов, 2 года – 300 слов, 3 года – 1200-1500 слов.

Этапы развития речи:

1. Слоги (вместо слов);

2. Слова-предложения;

3. Двухсловные предложения;

4. Предложения из 3-ёх и более слов;

5. Правильная речь (грамматически согласованные предложения);

Тенденции:

· Пассивная речь опережает активную;

· Ребёнок открывает, что каждый предмет имеет своё название;

· «Открывает» интуитивно, что слова связаны между собой;

· Сначала научается правильно слушать, потом – говорить;

· Овладение синтаксическим строением языка;

· Указательная функция речи становится обозначающей;

Также происходит личностная социализация ребёнка. Важен положительный эмоциональный контакт с близкими. Становление самосознания, потом формирование самооценки. Развитие самостоятельности («Я сам»). У многих – непослушание. Развитие эмпатии (понимание эмоционального состояния другого человека). Потребность в достижении успеха (формируется поэтапно).

Кризис 3 лет.

Ребёнок начинает отделять себя от других людей, сознаёт свои возможности, ощущает себя источником воли. Сравнивает себя со взрослыми, возникает желание выполнять те же действия, что и они. Симптомы/черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. (Л.С. Выготский). Зарождение потребности в уважении и признании.

1. Негативизм (негативная реакция на требование или просьбу взрослого, а не на само действие; в основном с родными; негативизм не равно непослушание);

2. Упрямство (ребёнку важно не получить желаемое, а чтобы с его мнением считались; Настаивает даже если вещь не очень нужна);

3. Обесценивание (присуща всем кризисам; обесцениваются все привычки и ценности, которые раньше были дороги);

4. Строптивость (направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством);

5. Своеволие (стремление делать всё самому; самостоятельность не только физическая, но и намерений и взглядов);

6. Протест-бунт (часты ссоры детей с родителями);

7. Деспотизм (ребёнок диктует всем окружающим как себя вести, стремится чтобы его слушались и поступали так, как он говорит; часто, когда ребёнок один в семье или последний по счёту);

Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого.

Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во "взрыве" прежней социальной ситуации развития. Основное новообразование - появление у ребенка "Я сам", следствием чего становится распад прежней социальной ситуации "мы".

Кризис трех лет, сопровождается следующими симптомами:

ü
Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным в конкретную ситуацию), легко ребенком выполняется.

ü
Упрямство- реакция не на предложение, а на свое собственное решение.

ü
Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.

ü
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет свои специфические особенности. Строптивость носит более генерализированный и более безликий характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

ü Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года жизни, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.

ü Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
"Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, постоянном конфликте с ними", - писал Л.Б. Выготский.

ü Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.


Перечисленные симптомы "вращаются" вокруг выделения ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми.

• Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде "системы Я". В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.

Наши рекомендации