Организация почтового опроса.
Почтовый опрос может использоваться как заочный сбор первичной информации, как вспомогательный метод и в случае ограниченных ресурсов. Недостатки: большие временные затраты, низкий уровень возврата, появление групповых ответов, смещение выборки. Достоинства: прост в организации, возможность проведения вне географических рамок, относительно незатратен, респондент сам находит удобное для себя время. Для повышения возврата –отправление дополнительного уведомления (вознаграждения-сувениры). Анкету отправляют с сопроводительным письмом и сигнальной карточкой. Max -12стр, 125 вопросов. Через неделю после рассылки анкет отправляются напоминания. Max анкет возвращается к концу 3ей недели.
38. Организация прессовых опросов (история, выборка, рекомендации по проведению).
Появились в начале XIX века, расцвет метода был в 1960-70. Недостатки:большие временные затраты, имеют ограниченную аудиторию, возвращение меньшего числа анкет ген.совокупности (min граница 300-500 анкет).Достоинства: прост в организации, возможность проведения вне географических рамок, относительно незатратен, респондент сам находит удобное для себя время. Выборка – определение численности выборки лотерейным способом, отбор необходимого числа анкет, создание квотной выборки.
В прессовом опросе анкета публикуется в журнале либо газете. К ней обязательно прилагается вступительное слово от организации (инструкция). Нельзя печатать анкету на оборотной стороне. Анкета вырезается из газеты и высылается по почте. В анкете должно быть менее 20 вопросов. Нужно просчитывать, чтобы у респондента было время заполнить анкету (не рассылать в сезон отпусков или крупных полит.событий). Нетрадиционные методы проведения : блиц-опросы (звонки), мини-анкета, сочетание прессового и почтового опросов.
Специфика и организация экспертного опроса.
Можно выделить три разновидности функций экспертного опроса: Получение уникальной информации от экспертов; Оценка характеристик объектов, событий и явлений; Получение идей и предложений от экспертов по преобразованию предметной области, по решению ее проблем. В экспертном опросе принимает участие от 20 до 30 экспертов. Экспертный опрос применяется, как правило, для решения сложных задач, связанных с прогнозированием, долгосрочным планированием и принятием решений в области науки, техники и экономики.
Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования.Организация: формулирование задач, формирование группы аналитиков, разработка инструментария, отбор экспертов, проведение опроса, обработка результатов.
Методики оптимизации беседы при нестандартизованном интервью. Ситуация изменение темы.
Принцип активного слушания:
· Техника probing (стимулирующие действия: пауза - 10сек; подбадривание; прием «отражение»; вопросы-синонимы; прямая просьба расширить ответ; парафраза; конкретизирующие вопросы; мутация темы).
· «Зеркало» (исследователь якобы рассказывает о своем мнении и предлагает обсудить его). Может спровоцировать «эффект интервьюера».
· Косвенная техника (респонденту представляются две крайние позиции по исследуемому вопросу).
Респонденты часто бывают не искренны, не хотят говорить на близкие им темы. Важно доверие, нельзя психологически давить на респондента. Следует придерживаться общих вопросов. Нужно закреплять респондента, не давать ему отвлекаться.
Организация телефонного опроса.
Применяется в установочных исследованиях. Формируется исчерпывающая база телефонных номеров, использование механической выборки или специальных списков с указанием данных о респонденте. Требование к вопроснику – краткость, четкая формулировка, ограничение альтернатив 4-5 вопросами. Достоинства:оперативен, дёшев, может быть проведён быстро, легко контролируется, искренность ответов респондентов из-за конфиденциальности.Недостатки: интервью не более 7 минут и не у всех есть телефоны, необходимы высококвалифицированные интервьюеры.
Использование тестов в эмпирической политологии.
Билет 45.