Алгоритм написания и опубликования научной статьи

В алгоритме написания научной статьи условно выделяют следующие этапы: формулировка замысла и составление плана статьи; отбор и подготовка материалов; группирование материалов; проработка рукописи; проверка правильности оформления, литературная правка.

Формулировка замысла осуществляется на первом этапе. Следует четко определить цель данной работы; на какой круг читателей она рассчитана; какие материалы в ней подавать; какая полнота и основательность изложению предусматривается; теоретическое или практическое направление; какие иллюстративные материалы необходимы для раскрытия ее содержания. Определяется название работы, которое потом можно корректировать.

На этапе формулировки замысла желательно составить план научной статьи. Иногда необходимо составить план-проспект, который требует издательства вместе с заказом на издание. План-проспект отображает замысел работы и воспроизводит структуру будущей публикации.

Отбор и подготовка материалов связаны с тщательным отбором исходного материала: сокращение к желаемому объему, дополнение необходимой информацией, объединение разрозненных данных, уточнение таблиц, схем, графиков. Подготовка материалов может осуществляться в любой последовательности, отдельными частями, без тщательной стилистической отработки. Главное - подготовить материалы в полном объеме для следующих этапов работы над рукописью.

Группирование материала - выбирается вариант его последовательного размещения согласно плану статьи. Предельно облегчает этот процесс персональный компьютер. Набранное в текстовом редакторе произведение можно легко необходимым образом структурировать. Появляется возможность, во-первых, увидеть каждую из частей статьи и ее всю в целом; во-вторых, проследить развитие основных положений; в-третьих, добиться правильной последовательности изложения; в-четвертых, определить, какие части работы нуждаются в дополнении или сокращении. При этом все материалы постепенно размещают в надлежащем порядке, в соответствии с замыслом. Если же компьютера нет, то рекомендуется каждый раздел писать на отдельных листах или карточках на одной стороне, чтобы потом их можно было разрезать и разместить в определенной последовательности.

Параллельно с группированием материала определяется рубрикация статьи, то есть деление ее на логично подчиненные элементы - части, разделы, подразделы, пункты. Правильность формулировок и соответствие названий рубрик можно проверить на компьютере. При других условиях это можно сделать через написание заглавий на отдельных полосках бумаги. Сначала они раскладываются в определенной последовательности, а затем приклеиваются к соответствующим материалам.

Результатом этого этапа является логическое сочетание частей рукописи, создание ее чернового макета, который нуждается в последующей обработке.

Проработка рукописи состоит из уточнения ее содержания, оформления и литературной правки. Этот этап еще называют работой над «беловой» рукописью.

Шлифование текста рукописи начинается с оценки его содержания и структуры. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, каждая формула таблица, каждое предложение, отдельное слово. Следует проверить, насколько название статьи отвечает ее содержанию, насколько логично и последовательно изложен материал. Целесообразно еще раз проверить аргументированность основных положений, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, ее выводы и рекомендации. Следует иметь в виду, что одинаково неуместным является избыточный лаконизм и избыточная детализация в изложении материала. Помогают восприятию содержания работы таблицы, схемы и графики.

Проверка правильности оформления. Это касается рубрикации ссылок на литературные источники, цитирования, написания чисел, знаков, физических и математических величин, формул, построения таблиц, подготовки иллюстративного материала, создания библиографического описания, библиографических указателей. К правилам оформления печатных изданий выдвигаются специфические требования, потому следует руководствоваться государственными эталонами, справочниками, учебниками, требованиями издательств и редакций.

Литературная правка. Ее сложность зависит от лингвостилевой культуры автора. Одновременно с литературной правкой автор решает, как разместить текст и какие нужны в нем выделения.

После того, как статья считается готовой, она предоставляется в редакцию в соответствии с требованиями, которые публикуются в отдельных номерах журналов или сборниках в виде справки авторам.

Оптимальный объем научной статьи - 6-12 страниц (0,5 - 0,7 печатной страницы.).

Рукопись статьи подписывается автором и предоставляется в редакцию в двух экземплярах и на электронном носителе.

Особенно ценными являются статьи, опубликованные в профессиональных научных изданиях, утвержденных ВАК Минобрнауки России. Обязательным требованием к научным публикациям исследователя является отображение в них основных результатов научной работы, а также наличие в одном выпуске журнала не более одной статьи автора по теме исследования.

Следует помнить, что представляя текст работы для публикации в журнале, автор гарантирует правильность всех сведений о себе, отсутствие плагиата и других форм неправоверного заимствования в рукописи произведения, надлежащее оформление всех заимствований текста, таблиц, схем, иллюстраций. Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных и прочих сведений. В то же время редакция не несет ответственность за достоверность информации, приводимой авторами. Автор, направляя рукопись в редакцию, принимает личную ответственность за оригинальность исследования, поручает редакции обнародовать произведение посредством его опубликования в печати.

Плагиатомсчитается умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или мыслей или искусства или изобретения. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность автора.

Таким образом, хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной научной работы. Алгоритм подготовки, написания и опубликования научной статьи можно представить следующим образом:

1. Определится с готовностью приступить к написанию статьи и возможностью ее опубликования в открытой печати.

2. Составить подробный план построения статьи.

3. Разыскать всю необходимую информацию (монографии, статьи, выступления, книги, патенты и др.) и проанализировать ее.

4. Написать введение, в котором сформулировать необходимость данной статьи и ее основные направления.

5. Поработать над названием статьи.

6. В основной части статьи изложить ее содержание..

7. Сделать выводы.

8. Составить список литературы.

9. Написать аннотацию.

10. Провести авторское редактирование. Сократить все, что не несет полезной информации, вычеркнуть лишние слова, непонятные термины, неясности.

11. Отправить статью в редакцию. Прислушиваться к редакторским замечаниям, но не допускать искажения статьи при редактировании.

Приложение

Правила оформления
текстовых документов по ГОСТ 7.32 – 2001

Изложение текста и оформление работ следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001

1 Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:

 текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем не менее 12, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;

 абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см;

 строки разделяются полуторным интервалом;

 поля страницы: верхнее и нижнее не менее 20 мм, левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм;

 полужирный шрифт не применяется;

 разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры;

 введение и заключение не нумеруются.

2 Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:

 разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений;

 нумеровать их следует арабскими цифрами;

 номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой;

 после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят;

 разделы и подразделы должны иметь заголовки;

 заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая;

 если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;

 переносы слов в заголовках не допускаются;

3 Нумерация страниц текстовых документов:

 страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работ;

 титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ;

 номер страницы на титульном листе не проставляют;

 номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Рекомендуемая литература:

Беляков Е.В. Подготовка и использование презентаций в учебном процессе / http://belyk5.narod.ru/Present.htm.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

ГОСТ 7.32 – 2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Джуринский К. Как написать научную статью? Советы начинающему автору / http://www.power-e.ru/pdf/article_write.pdf.

Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и студентов / Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбах – СПб, 2011.

Захаров А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию/ http://diss-union.com/infot.php?idd=1&id2=20.

Методика написания научной статьи/ www.ukrwiki.uamir.org.

Научные публикации/ http://bio.sfu-kras.ru/?page=137.

Правила для авторов/ http://www.rae.ru/fs.

Правила оформления текстовых документов/ http://guap.ru/guap/standart/prav_main.shtml.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Халин С.М. Методика публичного выступления: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006.

ЛЕКЦИЯ 9. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ НАУЧНЫХ РАБОТ

Учебные вопросы:

1. Особенности подготовки, оформления и защиты контрольной (курсовой) работы.

2. Особенности подготовки, оформления и защиты квалификационной работы (дипломной работы или магистерской диссертации).

3. Методические рекомендации по изложению материала научного исследования

1. Особенности подготовки, оформления и защиты контрольной (курсовой) работы

Контрольная работа – промежуточный метод проверки знаний студента. В отличие от реферата или доклада контрольная работа это традиционная форма контроля за усвоением учебного материала, принятая в вузе. Разница между контрольной и другими видами студенческих письменных работ заключается прежде всего в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Проверяя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение пра­вильно оформлять научный текст. При выполнении контрольной работы задача студента гораздо проще. Контрольная работа не является научной работой, хотя в процессе ее разработки студент приобретает навыки научной работы. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме.

Контрольные работы в вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных за­нятий в присутствии преподавателя) и домашние, которые задаются на дом к определенному сроку; текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме, и экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой; фронтальные, которые одноименно выполняет вся группа, и индивидуальные, которым подвергаются отдельные счастливцы.

При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентам очного отделения. Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподавателя списку. Во-вторых, написание такой контрольной работы больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, составляются выписки или конспект, выстраивается план изложения, наконец, в соответствии с вопросами плана пишется текст.

Объем контрольной работы должен составлять не более десяти машинописных страниц. Необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернутого плана. Что касается критериев оценки содержания, то условием положительной оценки является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопросов. Разумеется, работа не может быть засчитана, есля преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника. Однако осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.

После серии контрольных работ в конце учебного года или семестра назначается экзамен или зачёт.

Курсовая работа – это предусмотренная учебным планом письменная работа студента на определенную тему, содержащая элементы научного исследования. Выполнение курсовых работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующей специальности. Ее написание помогает студентам углубить и закрепить полученные знания по дисциплине, приобрести навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа и обобщения практики, литературного оформления результатов творческого труда.

В течение учебного года пишется только одна курсовая работа. Сроки написания и защиты курсовых работ устанавливаются деканатом.

Перечень тем курсовых работ по каждой дисциплине определяется кафедрами. Студенту предоставляется право выбора темы. По согласованию с научным руководителем студенту разрешается выполнение работы по теме, которая хотя и не значится в перечне, но имеет прямое отношение к изучаемой дисциплине.

Не допускается написание курсовых работ несколькими студентами на одну тему, за исключением тех случаев, когда по разрешению научного руководителя каждым из них рассматриваются различные аспекты этой темы.

Выбранная тема должна быть зарегистрирована на соответствующей кафедре.

Научным руководителем студента является, как правило, преподаватель, ведущий занятия в той группе, в которой он учится. С ним необходимо согласовать план работы, список нормативных актов и специальной литературы, методы сбора и обработки практических материалов и сроки ее представления на проверку.

В целях упорядочения основных этапов работы полезно составить рабочий план с указанием сроков их выполнения. Например, в него можно включить следующие этапы: выбор темы; изучение нормативных актов и специальной литературы; составление плана курсовой работы; консультация у научного руководителя; изучение практики; написание первого (чернового) варианта работы; представление работы научному руководителю и консультация у него; устранение недостатков, редактирование и представление на кафедру окончательного варианта работы; подготовка доклада и защита работы.

Структура курсовой работы: а) титульный лист (см. прил…); б) оглавление (план) (см. прил. …); в) введение; г) основная часть; д) заключение; е) список использованной литературы, в том числе нормативных актов и материалов практики; ж) приложения (факультативно).

Объем курсовой работы должен составлять примерно один печатный лист, то есть 20÷25 страниц машинописного текста (компьютерной распечатки), исполненного на стандартной писчей бумаге формата А4, не считая приложений.

При использовании в тексте работы положений, выводов, предложений, заимствованных из различных источников, ссылки на них обязательны.

Теоретические положения и выводы рекомендуется иллюстрировать материалами опубликованной и неопубликованной практики. При этом необходимо сделать ссылку на источник, откуда они взяты. Это требование не относится к работам теоретического характера, не имеющим выхода в практику.

Выполненная курсовая работа к установленному сроку сдается на кафедру и передается на рецензирование научному руководителю. Отзыв руководителя пишется в произвольной форме, но в нем обязательно следует отметить достоинства работы, ошибки и другие недостатки, соответствие работы установленным требованиям и указать, допускается ли она к защите или не допускается.

Не допускаются к защите работы: а) выполненные только на основе учебника, без использования и анализа законодательства, специальной литературы, материалов практики или содержащие примеры, взятые из учебников, учебных пособий, монографий и журнальных статей; б) выполненные не самостоятельно, а путем списывания, без ссылок на автора и источник, или являющиеся конспектом учебника, учебного пособия или монографии; в) не раскрывающие содержания темы и имеющие грубые юридические ошибки; г) имеющие большое число грамматических и стилистических ошибок, а также небрежно и неправильно оформленные.

Такие работы возвращаются для устранения недостатков. К повторно выполненной работе студент обязан приложить отзыв руководителя о первоначально выполненной работе, чтобы он мог проверить, устранены ли отмеченные в нем недостатки.

Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем. Если руководитель по объективным причинам не может принять защиту, то заведующий кафедрой может поручить эту работу другому преподавателю. Курсовые работы. Как правило, защищаются перед комиссией в составе 2 – 3 преподавателей.

На комиссионной защите студент кратко излагает основные положения, выводы и результаты исследования, а также поясняет, какие из указанных в отзыве руководителя недостатков устранены и какие замечания считает спорными. Затем он отвечает на вопросы членов комиссии. При защите курсовой работы перед руководителем студенту нет необходимости делать доклад, он лишь дает пояснения по содержащимся в отзыве замечаниям и отвечает на его вопросы.

Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе, с учетом ее содержания и оформления, а также уровня защиты. Критериями оценки являются: научность, самостоятельный и творческий подход к исследованию; объем и качество выполненной работы, в том числе количество изученной литературы, материалов практики; стиль и грамотность написания текста; умение защитить результаты исследования.

По решению кафедры за курсовую работу может быть зачтен доклад на заседании научного кружка или на научно-студенческой конференции, перевод научного источника на иностранном языке, а также материалы научно-исследовательской деятельности студента (например, справка об итогах анализа и обобщения следственной, судебной или иной практики по кафедральной теме).

Курсовые работы, отличающиеся актуальностью и новизной темы, теоретической и практической значимостью разработанных вопросов, самостоятельностью и глубиной исследования, могут быть представлены на конкурсы студенческих научных работ либо использованы в учебном процессе.

2. Особенности подготовки, оформления и защиты квалификационной работы (дипломной работы или магистерской диссертации)

Студент, выполнивший все требования учебного плана по соответствующей образовательной программе, допускается к итоговой государственной аттестации и, в частности, к подготовке и защите квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломной работы или магистерской диссертации, как заключительного этапа обучения студента в вузе.

Квалификационная работа выполняется в целях систематизации теоретических знаний, полученных студентом за весь период обучения в вузе, проверки умения использовать на практике методики исследования, экспериментирования и проектирования, а также определения степени подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в избранной области.

Основные задачи квалификационной работы:

v закрепление навыков в научно-исследовательской и практической работе в области полученной специальности;

v приобретение навыков самостоятельного поиска информации и изучения ситуации в целях выявления конкретных проблем;

v демонстрация уровня овладения методиками исследования, экспериментирования и проектирования при решении поставленных в дипломной работе/магистерской диссертации задач;

v выявление степени подготовленности студентов к работе в реальных условиях;

v раскрытие сущности управленческих, экономических и правовых категорий, явлений и проблем по избранной теме;

v систематизация, анализ и обработка имеющегося материала;

v выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности.

Квалификационная работа должна:

v представлять собой самостоятельную научно-исследовательскую и практическую работу по профилю полученной специальности;

v содержать в систематизированном виде исходные данные научного исследования;

v отражать ход и результаты выполнения исследования по выбранной теме;

v содержать принципиально новые данные, будь то новые факты и явления, или данные, обобщающие ранее известные положения с современных научных позиций или в ином аспекте;

v охватывать материалы дискуссионного и полемического характера.

Квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента:

v четко формулировать тему и оценивать степень ее актуальности;

v обосновать выбранные методы решения поставленных задач;

v самостоятельно работать с источниками, литературой и другими информационно-справочными материалами;

v проводить их теоретический анализ;

v логически мыслить и выбирать наиболее рациональные варианты решения профессиональных задач с учетом различных точек зрения;

v отбирать нужные факты, цифровые данные и другие сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме;

v делать обоснованные выводы, формулировать научные результаты работы и давать практические рекомендации;

v излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу;

v проводить презентацию полученных результатов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Требования к тематике квалификационных работ.Примерная тематика квалификационных работ разрабатывается выпускающими кафедрами, представляется в виде отдельного документа и периодически обновляется.

Темы квалификационных работ, сформулированные на основе Примерной тематики, должны быть актуальными в научном и практическом отношениях. Формулировка темы квалификационной работы должна давать ясное представление о том, что она предполагает решение конкретных практических задач, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста. При формулировании темы квалификационной работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования, методы и направления научного поиска.

Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование…», «совершенствование (развитие)…», «разработка (анализ оценка)…» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например: «анализ и прогнозирование…», «анализ и оценка…».

Выбор и утверждение темы квалификационной работы. Базой исследования и сбора материалов для квалификационной работы могут быть организации, в которых студент проходит преддипломную практику. Обязательным условием является соответствие характера решаемых им задач теме квалификационной работы и специальности, по которой он защищается.

Студенты очно-заочного или заочного отделений могут выбрать тему квалификационной работы, связанную с их производственным профилем, если он соответствует получаемой ими специальности.

При выборе темы студент должен руководствоваться своим интересом к той или иной проблеме, научной специализацией кафедры, рекомендациями ее профессорско-преподавательского состава, возможностью получения исходных, в частности статистических данных, наличием специальной литературы, потребностями организации в совершенствовании профессиональной деятельности.

Выбор темы и ее утверждение должны предшествовать началу преддипломной практики. Студент, выбрав тему квалификационной работы, для ее утверждения должен подать на имя заведующего соответствующей кафедры заявление установленной формы в следующие сроки: в сентябре – для очного отделения; в июне – для очно-заочного отделения; в марте – для заочного факультета. Тема квалификационной работы утверждается приказом ректора вуза не позднее, чем за полгода до защиты.

Дипломная работа – это выпускная квалификационная работа, представляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. Ее выполнение предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответсвующей специальности.

В этом стандарте указано, что выпускная квалификационная работа должна:

v носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

v отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

v отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами и литературными источниками;

v быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Дипломная работа должны быть научно-практическим исследованием, в котором теоретические положения и выводы сочетаются с анализом и обобщением практического опыта, разработкой научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности.

Научность работы выражается в анализе различных концепций, взглядов по тем или иным проблемам, их сопоставлении, аргументации собственной позиции, в решении теоретических и практических задач, выдвижении новых идей и т.д.

Дипломная работа - самостоятельное, творческое исследование, в результате ее выполнения студент должен: показать знание основных теоретических положений и научных проблем по теме, уровень освоения методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы; свободно ориентироваться в нормативных актах и литературе; изучить как положительный, так и отрицательный практический опыт; сформулировать обоснованные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности.

Выполнение дипломной работы проходит следующие этапы: выбор темы, изучение литературы, составление плана, определение методов исследования, изучение практики, работа над текстом и оформление. Далее следуют подготовка к защите и защита работы.

Дипломная работа по своей структуре состоит из следующих элементов: титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений (если они необходимы).

Дипломная работа оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования оптимальный объем выпускной квалификационной работы в виде дипломной работы – 2÷2,5 печ. л. (50÷60 страниц машинописного текста, отпечатанного через 2 интервала).

Готовая дипломная работа подписывается ее исполнителем и сдается научному руководителю в срок, установленный заданием и планом-графиком. После ее прочтения руководитель составляет на нее письменный отзыв. В отзыве следует отразить положительные и отрицательные стороны дипломного сочинения примерно по следующей схеме: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования; правильность построения плана; полнота освещения вопросов темы, использования литературы и практического материала (опубликованной и (или) неопубликованной практики); степень самостоятельности автора в раскрытии темы; обоснованность выводов, логичность аргументов; наличие предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения; практическая значимость полученных результатов, возможность их внедрения в учебный процесс или юридическую практику; соответствие оформления работы установленным правилам; неточности, ошибки, спорные положения, замечания по содержанию работы и ее оформлению (с указанием страниц, на которых они содержатся); соответствие работы предъявляемым требованиям и заключение о допуске работы к защите. Научный руководитель может дать предварительную оценку дипломного сочинения в общем виде (например, «работа заслуживает высокой (положительной) оценки»), поскольку окончательную оценку дает комиссия, учитывающая результаты защиты.

Затем дипломная работа вместе с отзывом научного руководителя представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите, ставя на титульном листе свою подпись. Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить дипломника к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием выпускника и научного руководителя. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза (п. 14 Инструкции по подготовке дипломных проектов (работ) в высшем учебном заведении, утвержденной приказом Минвуза № 245 от 14 марта 1974 г.).

Дипломная работа не может быть допущена к защите при следующих обстоятельствах:

v она представляет собой плагиат или компиляцию;

v выполнена только на основе учебников, одной монографии или одного учебного пособия без использования другой специальной литературы;

v в ней отсутствуют материалы судебной и иной практики либо примеры из практики заимствованы из учебника, учебного пособия, монографии или научной статьи;

v ее содержание не соответствует теме, либо тема в основном не раскрыта;

v она содержит множество опечаток, грамматических ошибок, ссылки на источники и список использованной литературы оформлены неправильно.

Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензирование. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора и преподаватели других кафедр факультета или другого вуза, работники научно-исследовательских учреждений, высококвалифицированные специалисты правоохранительных органов и различных организаций. Передача работы на рецензирование члену той кафедры, на которой работает научный руководитель, нежелательна, чтобы исключить влияние служебных отношений на ее оценку. Рецензия пишется по той же схеме, что и отзыв научного руководителя. Иногда рецензенты дают рецензии не более чем на одну страницу, где называется тема, в нескольких предложениях излагается, о чем говорится в каждой главе (цитируется оглавление работы), и высказывается мнение о положительной оценке работы.

При этом содержание работы не анализируется, недостатки, спорные моменты не затрагиваются. Такое формальное отношение к рецензированию – это неуважение к студенту и вузу, показатель общей, правовой и профессиональной культуры самого рецензента. Поэтому такого рода рецензии, по нашему мнению, не должны приниматься во внимание кафедрой и Государственной аттестационной комиссией (ГАК).

Выпускающая кафедра знакомит дипломника с отзывом руководителя и рецензией, чтобы он смог учесть содержащиеся в них замечания при подготовке к защите. Затем первый экземпляр дипломной работы с этими документами передается в ГАК.

К защите дипломных работ допускаются выпускники, представившие их в установленный деканатом срок, имеющие на них положительные отзыв и рецензию, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания. При отрицательном отзыве и (или) рецензии решение о допуске к защите принимается деканатом по представлению выпускающей кафедры.

Деканат извещает студентов и преподавателей о месте и времени защиты.

Готовясь к защите дипломной работы, студенту целесообразно подготовить текст выступления. В нем необходимо обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, сформулировать его цели и задачи, указать методы их решения, кратко изложить основные положения, выводы и полученные результаты, особо выделив новые данные, предложения по совершенствованию законодательства и практические рекомендации.

В каждом вузе установлено ориентировочное время для доклада на защите (в пределах 10 - 12 мин., но не более 15 мин.)[2]. Поэтому доклад необходимо прочитать вслух размеренным темпом и скорректировать его объем с учетом времени выступления. Если выступающий не уложится в регламент, то председательствующий прервет его и он не успеет сказать что-то важное, необходимое. Если в процессе выступления дипломнику необходимо показать иллюстративный материал (схемы, таблицы, слайды и т.д.), то его следует заранее оформить и продумать процедуру демонстрации. После ознакомления с отзывом научного руководителя и рецензией целесообразно подготовить письменные ответы на содержащиеся в них замечания и вопросы, чтобы на защите правильно и уверенно высказать свое мнение по ним.

Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава при обязательном присутствии ее председателя или его заместителя. На этом заседании желательно присутствие научного руководителя. Защита начинается с доклада дипломника. Чтобы произвести лучшее впечатление на членов комиссии, не рекомендуется читать текст, не отрываясь от бумаги.

По окончании доклада члены комиссии и присутствующие могут задать дипломнику вопросы по теме дипломной работы. Вопросы можно записать, обдумать и высказать ответы на каждый из них. Ответы должны быть по существу заданных вопросов, краткими и аргументированными.

Затем зачитываются отзыв руководителя и рецензия (замечания и основные выводы из них) или предоставляется слово руководителю и рецензенту, которые сообщают свое мнение о дипломной работе. Дипломнику дается возможность в корректной форме ответить на замечания, защитить те положения, которые встретили возражения. Вместе с тем со справедливыми замечаниями следует согласиться. Решения комиссии об оценке дипломных работ и итогах защиты принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя (при его отсутствии – заместителя) является решающим. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола за

Наши рекомендации