ЗАНЯТИЕ 11. КЛЮЧИКИ – ЗАМОЧКИ
(3 – 4 год обучения)
Занятие направлено на развитие речи учащихся, освоение формами пересказа. В процессе занятия развиваются умение делать выводы и умозаключения, умение задавать вопросы, умение анализировать.
Задание 1.
Цель: развивать умение делать выводы и умозаключения.
Содержание: Педагог задаёт вопрос: - Вы любите загадки, пословицы, поговорки?
Дети: Да.
Учитель: Тогда давайте сыграем. Я произношу пословицу или поговорку, а вы растолковываете её. Имейте в виду, что все пословицы о тексте. Представьте себе, что текст – это большой и волшебный дом и попасть туда очень хочется. В доме много различных замков и замочков: откройте замочки – текст откроет тебе свои тайны. Попробуем сыграть?
Дети: да.
Учитель: Я предлагаю вам первый хитрый ключик. Догадайтесь, какую дверь может открыть в тексте ключик: «Слово – стяг, дружину водит?»
Дети: Этот ключик – заголовок. Он связан с темой текста, заголовок ведёт текст, как раньше стяг (флаг) вёл в бой русскую дружину.
Учитель: Это ключ от первой двери дома. Второй ключик поговорка «Знай то, о чём говоришь».
Дети: Эта поговорка связана с ключиком – темой. Ведь тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема соединяет все слова, предложения и части текста в единое целое.
Учитель: Молодцы! А вот третий ключик: «Надо знать, что главное ты хочешь сказать». Это о чём?
Дети: Это основная мысль текста. Ведь мы знаем, что понять текст – значит понять его основную мысль.
Учитель: Ещё одна пословица: «Первый шаг всё определяет». Это о первом предложении текста, которое очень часто играет большую роль в его понимании.
Следующий ключик в словах: «Кто умеет выбирать нужное из много – тот мудр.»
Дети: Это, скорее всего, опорные слова в тексте, их ещё называют ключевыми. Они несут основную, главную информацию.
Учитель: «Конец – делу венец»
Дети: Этот ключик – конечные слова текста, заключительная часть.
Задание 2.
Цель: развитие умения задавать вопросы, умения анализировать.
Содержание: Педагог предлагает учащимся прочитать отрывок из рассказа и задать вопросы к тексту.
«…Я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:
- Прямо не знаю, пускать его в гости или нет?
Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:
- А почему?
И папа тоже:
- В чём дело – то?
- Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, ложкой везёт…Кошмар!
- Ничего, - сказал я.
- Нужно знать правила, – сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде…
- Не роняй вилку на пол, - говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом!»
/В. Драгунский/.
Список использованной для заданий литературы:
- Егорова Т.А Развитие исследовательских умений и навыков детей дошкольного возраста
- Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Вершинина Г.Б. Школьная риторика. 5 класс (1, 2 части ), Москва: ООО «Ювента», «Баласс»,2005
- Петрусинский В.В. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Москва: 1994
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Изд. «Учебная литература»,2005
- Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004
- Чекмаева О.И. Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка
- Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности. – М. 2003
Приложение 2
ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
№ | Этапы | Содержание |
Автор работы, руководитель | ||
Выбор темы исследования | ||
Цель исследования | (Описание, с какой целью, для чего была выбрана именно эта тема) | |
План исследования | ||
Гипотезы исследования | · Предположим, · Допустим, · Возможно, · А что если, · Существует ли, · Сохранились ли, · Влияет ли, · Можно ли, | |
Методы исследования | · Опрос одноклассников · Беседа с родителями, учителями · Интервью со специалистами · Изучение различных публикаций · Эксперимент | |
Наблюдения | (за кем и чем вы наблюдали) | |
Эксперименты | ||
Обобщение полученных знаний | (игра, мероприятие, урок, защита проекта) | |
Выводы по исследованию | ||
Использованная литература | ||
Текст работы (выступления) | Рассказ с опорой на иллюстративный материал |
Приложение 3
Памятка для учителя № 1.
1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
4. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку;
б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
6. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
7. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памятка для учителя № 2
1. Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
2. Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
3. Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
4. Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
5. Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
6. Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.
Памятка для родителей
1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
6. Не сдерживайте инициативу.
7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
8. Не раздражайтесь.
9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
10. Учите доводить дело до конца.