Занятие 9. от чего портится настроение?
Занятие направлено на то, чтобы научить детей узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам; выделять характерные для того или иного эмоционального состояния позу, жесты, мимику; познакомить детей с приёмом типизации. Выполняя предложенные задания, ребёнок учится сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и природы, видеть проблемы.
Оборудование: схемы, изображающие человеческие эмоции, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребёнка.
Задание 1.
Цель: познакомить детей с приёмом типизации.
Содержание: педагог предлагает детям схемы, изображающие человеческие эмоции. Затем предлагает назвать, какие чувства выражает каждое из схематических лиц, и сказать, какие выражения наиболее типичны для людей весёлых, злых, ворчливых, добрых и т. д.
Задание 2.
Цель: развитие умения видеть проблемы.
Содержание: педагог читает детям стихотворение:
В заброшенном амбаре, где прятался сверчок,
На старенькой гитаре бренчал Дворовичок,
Настриженный, немытый, скучающий с утра,
Бренчал, давно забытый хозяином двора.
Скрипел в амбарной щёлке задумчивый сверчок,
И с грустью о метёлке вздыхал Дворовичок.
И вдруг ворота настежь!
Девчушка лет шести ему сказала: Здрасте!
Я — Ключикова Настя, идёмте двор мести.
Со лба стряхнула чёлку и подняла метёлку.
Усами в щёлке двигал взволнованный сверчок,
И прыгал, прыгал, прыгал седой Дворовичок,
Он прыгал и смеялся, как малое дитя,
К метёлке прикасался, слезинками блестя:
Какое это счастье — мести, мести, мести!
Во всём дворе у Насти соринки не найти.
После прочтения стихотворения предлагает ответить, как и почему изменилось настроение Дворовичка. Педагог должен акцентировать внимание детей на смену настроения Дворовичка, как это выражается в его действиях.
Задание 3.
Цель: развитие дивергентного мышления.
Содержание: педагог предлагает детям нарисовать своё настроение в данный момент. Можно использовать различные материалы: краски, цветные карандаши, фломастеры. Затем проводится анализ рисунков. Дети должны сами объяснить, что они нарисовали и почему.
ЗАНЯТИЕ 10. КАЖДОЙ ВЕЩИ СВОЁ МЕСТО
Занятие направлено на закрепление умений точно обозначать словом особенности предметов и материалов, составлять описательный рассказ о предмете, полно отражая его особенности. Выполняя задания, дети учатся давать определения, выдвигать гипотезы, фиксировать собственные идеи. В процессе занятия развиваются умения и навыки экспериментирования, творческого воображения; воспитывается бережное отношение к предметам.
Оборудование: лист бумаги на каждого ребёнка, карандаши, книги.
Задание 1.
Цель: развитие умения делать выводы и умозаключения.
Содержание: Педагог читает детям сказку «Пёс Барбос»:
«Жил-был мальчик Вова. Он очень любил играть. У него было много игрушечных друзей. Самым любимым среди них был плюшевый ушастый пёс Барбос. Мальчик целыми днями играл со своими игрушками, но был, к сожалению, ленивым и не убирал их на место. Однажды ночью псу Барбосу стало очень грустно. Он подумал, что Вова, наверное, не любит его, так как оставляет его ночью на полу. И решил уйти из дома и найти нового хозяина. Утром Вова проснулся и не увидел любимого Барбоса.
- Почему же он ушёл от меня? Ведь я же его люблю, — расстроился мальчик, — я обязательно должен его найти.
И отправился в сказочную страну, где жили все потерянные игрушки. Он увидел красивый дом, вошёл в него. Это был дом доброго волшебника, у которого жили все потерянные игрушки. Вова спросил, не знает ли волшебник, где его пёс Барбос.
- Да, он живёт у меня, — ответил добрый маг.
- А вы не могли бы вернуть его мне?
- Я верну его тебе. Но ты должен пожить у меня и выполнить моё поручение. И если ты поймёшь, почему от тебя ушёл пёс, то он вернётся к тебе.
Это были последние слова волшебника. Поручение мальчику дал вот такое: три дня прожить в доме и каждый день наводить порядок среди игрушек. Вова жил у волшебника три дня и очень аккуратно обращался с игрушками, убирал их всегда на место. Вова понял, почему игрушкам нравится жить в сказочном царстве — да потому, что их всегда убирают на место, они возвращаются в свои уютные дома, ведь никто не может жить без дома. И Вова дал себе слово, что всегда будет убирать игрушки на место, чтобы никто больше не ушёл от него. Когда прошёл срок, в доме появился хозяин.
- Ты хорошо выполнил мое желание и осознал свою ошибку, и за это я выполню твоё желание.
С этими словами появился перед мальчиком его любимый пёс. Они друг другу обрадовались. Волшебник произнёс магические слова, и Вова с Барбосом оказались дома. С тех пор Вова больше не ленится и убирает игрушки на место».
После прочтения дети с помощью вопросов педагога анализируют сказку. Важно, чтобы дети пришли к выводу, что нельзя разбрасывать игрушки, вещи, ведь у каждой вещи всегда есть своё место.
Задание 2. Эксперимент «Где что лежит».
Цель: развитие умения экспериментировать.
Содержание: доказать идею о том, что проще найти ту вещь, которая лежит на своём месте.
Педагог кладёт одну книгу на полку с игрушками, другую — в уголок книги. Двум детям предлагает найти эти книги. После того как дети нашли книги, педагог спрашивает, какую книгу быстрее найти (ту, которая находится в уголке книги, т. к. она там должна лежать). Затем делается вывод, что вещи должны лежать на своём месте.
Игра «Отгадай»
Цель: развитие умения давать определения.
Содержание: педагог загадывает предмет, даёт его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.
Задание 3.
Цель: развитие умения выдвигать гипотезы, творческого воображения.
Содержание: педагог говорит: «Наступает ночь. Вы ложитесь спать, засыпаете. Но не все спят. Именно ночью оживают наши вещи. Они разговаривают между собой, делятся впечатлениями о прошедшем дне». Затем педагог предлагает подумать, о чём разговаривают вещи, когда дети спят. Поощряются наиболее интересные и оригинальные идеи.
Задание 4.
Цель: развитие умения фиксировать собственные идеи.
Содержание: педагог предлагает детям закодировать слова: «беспорядок», «ночь».