Общенаучные методы научного исследования.

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, "сплавленность" в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием "философичности", "диалектичности" того или иного "мыслительного формообразования" является его необходимое "участие" в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

14. Специальные методы научного исследования в социально-культурной сфере.

Метод —способ сбора, обработки или анализа данных.

15. Процедура научного исследования.

Процедура — это последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Например, проведенное под руководством крупного советского социолога Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу.

Так, одна из процедур была посвящена анализу содержания центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни; другая — имела целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя; третья — представляла собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международной жизни и т.д.

Некоторые процедуры могут использовать одни и те же методы сбора данных (например, количественный анализ текстов или контентанализ), но различную технику, например, единицы анализа текстов могут быть более разными, например, крупными ( тема) или менее крупными (понятия, имена).

16. Техника научного исследования.

Техника — это сумма приемов в процессе использования данного метода.

17. Методика научного исследования.

Методика — это совокупность методов исследования проблемы, а также сумма технических приемов, связанных с используемыми методами, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Например, используем метод анкетного опроса. В этом случае нам необходимо составить анкету, в которую мы заложили часть открытых вопросов ( т.е. респондент сам пишет ответ, а не отмечает его в заранее составленной шкале), часть закрытых вопросов, когда респондент отмечает нужный вариант ответа среди заранее предусмотренных социологом. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкета – этоинструмент, при помощи которого собирается эмпирическая информация по изучаемой проблеме. Инструкция анкетеру — это часть методикииспользования анкетирования как метода в социологическом исследовании.

Другая часть методики использования данного метода предусматривает правила составления анкеты, расчет выборки, способ анализа полученных данных.

18. Понятие проблемной ситуации. Проблема как выражение несоответствия в научном знании. Подготовка и разработка научной проблемы.

Наши рекомендации