Семинар № 5. Методология системного анализа
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения системно подходить к решению проблемы, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
Время: 2 часа.
Форма проведения - «круглый стол». Кроме того, в ходе занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».
Вопросы для обсуждения:
1. Рассмотрение сущности и содержания системного подхода к решению проблемы.
2. Практическое решение задач.
Основные понятия. Системный анализ и системный подход к научным исследованиям. Структура системного анализа.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Методология научных исследований». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.
Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами категориального аппарата логики познания и методологии системного анализа.
Работа при этом проводится по двум направлениям.
1. На доске работает 1 студент и раскрывает структуру системного анализа на примере теории английского ученого Дж. Джефферса.
2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения категорий логики познания: «понятие», «суждение», «умозаключение», «проблема», «научная проблема», «гипотеза», «теория», «научная теория».
Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен изобразить структуру системного анализа на примере теории английского ученого Дж. Джефферса.
Далее проводится интерактивное обсуждение этапов системного анализа проблемы по методике Дж. Джефферса.
В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания следующих этапов:
1 этап «Выбор проблемы».
2 этап «Постановка задачи и ограничение ее сложности».
3 этап «Установление иерархии целей и задач».
4 этап «Выбор путей решения задач».
5 этап «Моделирование».
6 этап «Оценка возможных стратегий».
7 этап «Внедрение результатов».
Затем обучаемым предлагается провести самостоятельное решение задачи на предмет применения системного подхода к решению выбранной ими проблемы.
В ходе решения задачи они должны:
выбрать проблему, с которой знакомы (например, покупка мобильного телефона, автомобиля и т.п., выбор места учебы, выбор вида транспорта для поездки в институт и т.д.);
провести анализ проблемы и построить ее дерево решений;
осуществить выбор варианта решения при условии, что число вариантов решения не менее 3;
определить положительные и отрицательные последствия принятия решения (не менее 5 каждого вида), имея в виду:
1) расход или экономию: денег, времени, усилий и т.д.;
2) положительные и отрицательные эмоции;
3) другие последствия.
Примечание 1. Если будут затруднения с выбором проблемы и критериев, то рекомендуется использовать данные таблицы.
Проблема; варианты ее решения (множество альтернатив) | Список критериев |
Покупка автомобиля; варианты: престижная иномарка, экономичная малолитражка, сравнительно новый автомобиль повышенной проходимости | Вместимость, мощность двигателя, комфорт, обеспеченность запчастями, цена, год выпуска, надежность, экономичность, дизайн и т.д. |
Выбор вида транспорта для поездки варианты: автобус; троллейбус; метро; маршрутное такси; собственная машина; пешком; комбинированный | Стоимость билета; комфортабельность, время в пути, безопасность, трудность, удобство расписания, индивидуальная переносимость и т.д. |
После этого преподаватель проводит заслушивание студентов по их вариантам решения задачи и при этом осуществляется обсуждение ответов студентов.
Рекомендуемая литература
Основная:
Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. Учебное пособие. Спб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997.
Казиев В.М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. Конспект лекций. М.: ИУИТ, 2003.
Системный анализ. Конспект лекций. Сайт методической поддержки системы информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере образования, 2008.
Дополнительная:
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 30-54.
Боулдинг К. Общая теории систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 106-124.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории управления и системного анализа. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М.: 1970 – 1972.
Долгушев Н.В. Введение в прикладной системный анализ. М., 2011.
Дулепов В.И., Лескова О.А., Майоров И.С. Системная экология. Владивосток: ВГУЭиС, 2011.
Живицкая Е.Н. Системный анализ и проектирование. М., 2005.
Качала В.В. Основы системного анализа. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2004.
Когда используется интуитивный, а когда системный метод принятия решений. Rb.ru Деловая сеть, 2011.
Концепции современного естествознания. Конспект лекций. М., 2002.
Никаноров С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США (перевод). М., 2002.
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высш. шк., 1989.
Прибылов И. Процесс принятия решения/www.pribylov.ru.
Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. М.: Наука, 1980.
Светлов Н.М. Теория систем и системный анализ. УМК. М., 2011.
Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник/Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004.
Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие.- Киев: МЛУП, 2003.
Фадина Л.Ю., Щетинина Е.Д. Технология принятия управленческих решений. Сборник статей НПК.М., 2009.
Хасьянов А.Ф. Системный анализ. Конспект Лекций. М., 2005.
Черняховская Л.Р. Методология систем и принятие решений. Краткий конспект лекций. Уфа: УГАТУ, 2007.
Чепурных Е.М. Системный анализ в теории государства и права. Виртуальный клуб юристов/ http://www.yurclub.ru/docs/theory/article9.html.