Клинико-психологическое исследование

Клинико-психологическое исследование

Из беседы с матерью. С детства плохо адаптируется в коллективе, трудно находит контакт с людьми, друзей не имеет. Много занимается, читает, интересуется искусством, планирует поступление в гуманитарный ВУЗ. С родителями взаимоотношения доверительные. Часто жалуется на головные боли, вялость, усталость, ухудшение памяти, неспособность сконцентрировать внимание; медлительный; работоспособность увеличивается к вечеру. Отмечает повышенную «нервность», «дрожит» перед экзаменами, контрольными, боится забыть то, что выучил, «провалов в памяти» во время ответа. Тревожные переживания сопровождаются отчетливыми вегетативными проявлениями - «сердцебиением, покраснением лица». В своих состояниях ищет помощи у родителей; бывает требовательным, капризным.

Испытуемый подробно описывает приведенные выше жалобы («нервничаю перед экзаменами ..., кровь приливает к голове, голова становится тяжелой, свинцовой ..., обрывы в памяти, пустота»). Сконцентрирован на этих переживаниях. Отмечает также повышенную чувствительность, неустойчивость настроения; любой незначительный раздражитель может помешать, дезорганизовать работу, вызвать аффективную реакцию.

По характеру видит себя замкнутым, нерешительным, слабым, зависимым, раздражительным, сенситивным, ранимым, трудно забывающим обиды.

В качестве основной психологической проблемы выделяет нерешительность в ситуации выбора, склонность к длительному обдумыванию даже незначительных событий. В связи с этим возникают проблемы в контактах с окружающими: трудно найти общий язык, общие темы, интересы; опасается, что окружающие не поймут, что им неинтересно, что не сможет оформить свои идеи словами. Сомнения имеют мучительный характер; остро чувствует разницу между собой и окружающими.

Стиль изложения жалоб и проблем непоследовательный в связи с волнением, витиеватый; склонен к рассуждательству.

Рекомендации

1. Ограничение психо-эмоциональных нагрузок.
2. Психологическая личностная коррекция.
3. Социальной адаптации может способствовать деятельность, не требующая широких социальных контактов и соответствующая характеру личностных установок и интересов (например, в области искусствознания, филологии).

***

Психодиагностическое заключение на испытуемую С., 26 лет

Испытуемая проходила стационарное лечение в клинике восстановительной терапии психически больных. Психологическое исследование проведено в связи с задачами дифференциальной диагностики между шизофренией и органическим поражением головного мозга, а также - определения ориентиров психотерапии и социальной реабилитации.

Цель психологического исследования: объективизация особенностей познавательной деятельности, личностно-мотивационой сферы, системы значимых отношений личности.

В контакте держится естественно, речь правильная, выразительная, работает старательно, в быстром темпе, легко усваивает инструкции. В то же время поведение обусловливается тревожно-фобическими переживаниями: постоянно спрашивает, не коснулась ли, не задела ли, не улыбалась ли и т.д. Легко удовлетворяется успокаивающими ответами и свободно переключается на выполнение экспериментальных заданий. В поведении и переживаниях отчетливо просматривается зависимость от оценок окружающих, потребность в принятии, одобрении, зависимость от авторитетов.

Клинико-психологическое исследование

Из беседы с матерью. С детства плохо адаптируется в коллективе, трудно находит контакт с людьми, друзей не имеет. Много занимается, читает, интересуется искусством, планирует поступление в гуманитарный ВУЗ. С родителями взаимоотношения доверительные. Часто жалуется на головные боли, вялость, усталость, ухудшение памяти, неспособность сконцентрировать внимание; медлительный; работоспособность увеличивается к вечеру. Отмечает повышенную «нервность», «дрожит» перед экзаменами, контрольными, боится забыть то, что выучил, «провалов в памяти» во время ответа. Тревожные переживания сопровождаются отчетливыми вегетативными проявлениями - «сердцебиением, покраснением лица». В своих состояниях ищет помощи у родителей; бывает требовательным, капризным.

Испытуемый подробно описывает приведенные выше жалобы («нервничаю перед экзаменами ..., кровь приливает к голове, голова становится тяжелой, свинцовой ..., обрывы в памяти, пустота»). Сконцентрирован на этих переживаниях. Отмечает также повышенную чувствительность, неустойчивость настроения; любой незначительный раздражитель может помешать, дезорганизовать работу, вызвать аффективную реакцию.

По характеру видит себя замкнутым, нерешительным, слабым, зависимым, раздражительным, сенситивным, ранимым, трудно забывающим обиды.

В качестве основной психологической проблемы выделяет нерешительность в ситуации выбора, склонность к длительному обдумыванию даже незначительных событий. В связи с этим возникают проблемы в контактах с окружающими: трудно найти общий язык, общие темы, интересы; опасается, что окружающие не поймут, что им неинтересно, что не сможет оформить свои идеи словами. Сомнения имеют мучительный характер; остро чувствует разницу между собой и окружающими.

Стиль изложения жалоб и проблем непоследовательный в связи с волнением, витиеватый; склонен к рассуждательству.

Наши рекомендации