Список использованных источников и ссылки на него

Список литературы должен называться «Список использованных источников».

Построение списка может быть 2 видов:

в порядке появления в тексте ссылок на источники;

в алфавитном порядке.

В первом случае, сведения об источниках следует располагать в порядке появления в тексте ссылок на библиографические источники и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. В тексте ссылки на литературу должны даваться в квадратных скобках, ссылкой является номер источника по списку, например: [1], [2-5], [54, с.289].

Если список литературы формировался в алфавитном порядке, ссылки даются в круглых скобках, в этом случае ссылкой является имя (имена) авторов или ответственного лица или заглавие источника и год издания, например: (Правдин,1966).

В случае расположения библиографических ссылок в алфавитном порядке впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:

нормативные акты;

книги;

печатная периодика;

источники на электронных носителях локального доступа;

источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

Конституция России;

кодексы;

федеральные законы;

указы Президента России;

постановления Правительства России;

приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

законы субъектов России;

распоряжения губернаторов;

распоряжения областных (республиканских) правительств;

судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

законодательные акты, утратившие силу.

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) - впереди более старые.

Для описания библиографической записи в списке использованной литературы выпускной квалификационной работы достаточно:

1. область заглавия и сведений об ответственности (основное название и Ф.И.О. автора или редактора);

2. область издания (особенности данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения);

3. область выходных данных (место издания, издательство, дата издания);

4. область физической характеристики (объем материала, размеры и пр.);

Если у документа есть конкретные авторы, то впереди описания приводят имя автора. При наличии двух и трех авторов, как правило, указывают только имя первого, а в области сведений об ответственности имена всех авторов. В случае, если авторов четыре и более, то указываются имена трех авторов, а затем фраза «и др.».

Фамилия автора приводится в начале заголовка и, как правило, отделяется запятой от имени и отчества или инициалов. От названия источника приведенное ФИО отделяется точкой. В области сведений об ответственности вначале пишутся инициалы имени и отчества, затем фамилия автора. Авторы перечисляются через запятую.

При оформлении многотомных изданий в качестве основного заглавия приводят общее заглавие многотомного документа. Если многотомный документ не имеет общего названия, а заглавие каждого тома состоит из постоянной и изменяющейся частей, то в качестве основного приводят постоянную часть. Обязательно указывают номер тома.

Область заглавия для отдельной статьи или самостоятельной части произведения, имеющей заглавие, опубликованной в сборнике оформляем по следующей структуре: Сведения о составной части документа // Сведения об идентифицирующем документе. - Сведения о местоположении составной части в документе. – Примечания.

Под электронными ресурсами подразумеваются как собственно данные из Интернета, так и данные на конкретном «винчестере» (электронная библиотека и т.п.), CD, и т.п. все такого рода данные считаются опубликованными.

Образцы оформления списка использованных источников

Книги одного – трех авторов:

Клеванский, В.М. Лабораторные работы по курсу «Физиология растений» / В.М. Клеванский. – Уфа: УАИ, 1982. – 34 с.

Крючковский, И.П. Экология водных организмов / И.П. Крючковский, Н.И. Кувшинский, Б.Н. Неклепаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1978. – 456 с.

Книги четырех и более авторов:

Методы водной микробиологии: Учеб. Пособие / Ю.М. Ермолаев, И.И. Ляшко, В.С. Михалевич, Г.С. Кузнецов. – Киев: Вища школа, 1981. – 311 с.

Охрана природы / Ю.В. Коноплев, В.И. Бьюн, Е.И. Леонтьев и др.; Под ред. Ю.В. Коноплева. – М.: Наука, 1986. – 153 с.

Многотомные издания в целом:

Савельев, И.В. Высшие растения: Учеб. Пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Наука, 1982. – Т. 1-3.

Электронная микроскопия: Справочник: В 3 т. / Под ред. и с предисловием И.Л. Бернштейна. – 3-е изд. – М.: Наука, 1983.

Отдельный том многотомного издания:

Электронная микроскопия: Справочник: В 3 т. Т. 2: Методы физического препарирования биологических объектов для электронно-микроскопических исследований / Под ред. И с предисловием И.Л. Бернштейна. – 3-е изд. – М.: Наука, 1983.

Стандарты:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – введ. 2004.07.01. – М.: Изд-во стандартов, 2003. – 45 с.

Статьи из книг, журналов, материалов конференций:

Юль, А.Дж. Влияние приливоотливных явлений на жизненный цикл многощетинковых червей Северного моря // Беспозвоночные животные Северного моря: Пер. с англ. / Под ред. А.С. Гиневского. – М.: Наука, 1993. – С. 275-298.

Электронные ресурсы:

Кудрявцев, А.В. Ресурсы российского Интернета по экологии: краткий справочник / А.В. Кудрявцев; под ред. К.б.н. А.М. Адама [Электронный ресурс]. – Регион: Москва. – Режим доступа: http://www.vernadsky.ru/res-internet.htm

3.2.7 Особенности оформления приложений

В приложения помещают материал, дополняющий основной текст выпускной квалификационной работы. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описание алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. после слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4, как и другие части текстовой работы. Допускается оформлять приложения на листах формата А3, А4х3, А4х4, А2 и А1 по ГОСТ 2.301.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты и подпункты, которые нумеруются в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

Подготовка презентации

Для доклада по выпускной квалификационной работе является необходимым наличие презентации, выполненной на компьютере. Грамотно созданная презентация поможет в представлении основных положений выпускной квалификационной работы и продемонстрирует ваши способности в организации доклада в соответствии с современными требованиями и использованием современных информационных технологий.

Есть различные программы на компьютере помогающие в создании презентации. Одна из них: Power Point. Использование таких программ позволяет вносить изменения в презентацию после замечаний, сделанных руководителем или появившихся в процессе творческого анализа работы.

Подготовка презентации предполагает выполнение следующих шагов:

1. Подготовка и согласование с научным руководителем текста доклада

2. Разработка структуры презентации

3. Создание презентации в Power Point

4. Репетиция доклада с использованием презентации.

Презентация должна полностью соответствовать тексту доклада. Слайды располагают по порядку, согласно структуре презентации. В процессе доклада не планируйте возвращаться к предыдущим слайдам или перелистывать их вперед - это усложнит процесс и может сбить ход ваших рассуждений. Не пытайте отразить весь текст доклада, слайды должны демонстрировать лишь основные положения.

Слайды не должны быть перегружены графической и текстовой информацией. Текст на слайдах не должен быть слишком мелким, предложения не очень длинные, оптимально 7 слов. Каждая отдельная информация должна быть представлена отдельным предложением или на отдельном слайде. Тезисы доклада должны быть общепонятными. Не допускаются орфографические ошибки в тексте презентации. Иллюстрации (рисунки, графики, таблицы) должны иметь четкое, краткое и выразительное название.

В дизайне презентации придерживайтесь принципа «чем меньше, тем лучше». Не следует использовать более 3 различных цветов на одном слайде. Остерегайтесь светлых цветов, они плохо видны издали. Сочетание цветов фона и текста должно быть таким, чтобы текст мог быть прочитан. Лучшее сочетание: белый фон, черный текст или синий фон, белый (желтый) текст.

Используйте только один вид шрифта. Предпочтение отдается простому печатному шрифту вместо экзотических и витиеватых шрифтов. Используйте прописные и строчные буквы, а не только прописные.

Наиболее важные высказывания размещайте посередине слайдов.

Используйте общеизвестные символы и знаки, чтобы не пришлось дополнительно разъяснять слушателям их значение.

Придерживайтесь одного стиля во всей презентации, а не различные для каждого слайда.

Структура презентации:

1. Титульный лист (1 слайд)

2. Актуальность темы выпускной квалификационной работы (1-2 слайда)

3. Цель и задачи выпускной квалификационной работы (1-2 слайда)

4. Методы решения задач (1-8 слайдов)

5. Результаты решения задач (1-8 слайдов)

6. Личный вклад дипломника в решение задач (1 слайд)

7. Финальный слайд (1 слайд)

Рекомендуемое количество слайдов 10-20 слайдов.

1. Титульный лист должен содержать тему выпускной квалификационной работы и фамилию, имя и отчество докладчика.

2. Актуальность проблемы должна быть поддержана рядом аргументов.

3. Цели и задачи должны быть структурированы в соответствии с выпускной квалификационной работой. Их представление может быть в виде иерархического дерева или на отдельных слайдах.

4. Методы решения задач предполагают объяснение процессов или способов, какими решались конкретные задачи.

5. Результаты решения задач могут быть представлены в виде списка или структурированы как дерево целей и задач.

6. Можно отдельным слайдом указать Ваш личный вклад в решении задач и полученных результатах.

7. Отдельным слайдом, как правило показываются выводы.

8. Финальным слайдом, как правило, благодарят за внимание.

Создание презентации на компьютере в программе Power Point позволяет профессионально оформить ее, привлечь внимание слушателей к цветным рисункам, графикам, звукам и спецэффектам. Но не перегружайте свою презентацию обилием акустических и оптических эффектов, это может раздражать и отвлекать слушателей.

В докладе отметьте номера слайдов, для перелистывания в нужный момент на слайд, соответствующий тексту доклада.

Обязательно отрепетируйте свой доклад с использованием презентации.

Заранее просчитайте все возможные неудачи с техникой. Заранее скопируйте на рабочий стол компьютера в аудитории файл с презентацией и проверьте, как он работает. Обязательно имейте при себе копию презентацию на флеш-карте или диске.

Просмотрите свою презентацию на большом экране мультимедийного проектора. Следует учесть, что в случае попадания прямых солнечных лучей на экран, возможно, плохо будет просматриваться информация.

Наши рекомендации