Общая характеристика памяти.

Память-это психический познавательный процесс, который запоминает, сохраняет, воспроизводит информацию, полученную в прошлом человеком .

Значение.

1.память дает возможность накопить, сохранить и передать.

2.память устанавливает связь в прошлом и дает возможность ориентироваться в окружающей среде.

3.формировать знания, умения и навыки.

Ассоциации памяти.

Ассоциации памяти различают на простые и сложные.

Простые:

-ассоциации по смежности (восприятие или мысль об одном явлении, предмете влечет за собой припоминание других предметов или явлений смежными с первыми в пространстве или во времени)

-ассоциации по сходству (образы предметов, явлений мысли о них вызывают воспоминания сходные с ними)

-ассоциации по контрасту(связываются резко – различные явления)

Сложные:

В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи.

Физиологическая основа.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения и воспроизводить их без раздражителя, который их вызвал.

Виды памяти.

Процессы памяти.

1. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Запоминание может быть по цели ( как):

Непроизвольным (когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой), произвольным. Произвольное запоминание может осуществляться двумя способами по осмысленности (зубрим или понимаем):

Механическое- это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

Осмысленное запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

По объекту запоминания ( что запоминаем):

-образная,

-двигательная,

-эмоциональная,

-словесно-логическая

Специально организованное запоминание с использованием специальных приемов называется заучиванием.

Способы заучивания:

Группировка – деление материала на группы, по каким – либо обоснованиям, выделением опорных пунктов.

Структурирование материала - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация – изображение или описание чего – либо в основных чертах.

Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, образами.

Мнемические приемы – определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирования – вербализация или проговаривание представления информации в образной форме.

Достраивание – запоминаемого материала, привнесение нового запоминания.

Ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение – сознательно контролируемые и не контролируемые процессы воспроизведения материала.

2. Сохранение – это удержание заученного в памяти.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти.

3. Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Узнавание – это воспроизведение, какого – либо объекта в условия повторного восприятия. Узнавание более простой процесс, чем воспроизведение.

Припоминание- воспроизведение материала при помощи волевого усилия.

Общая характеристика воображения.

Воображения –это психический познавательный процесс, помогающий представить, то, что раньше не воспринималась человеком.

Физиологическая основа.

Составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте при этом простая актуализация уже имеющихся связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей раннее не выступавших в сочетании друг с другом.

Значения.

В жизнедеятельности человека воображения очень велико возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде, чем, что-то сделать, какую-либо вещь человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть эта вещь. Основное значения состоит в том, что без него был бы не возможен труд человека, так как невозможно трудится, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве

Виды.

1.по степени волевой регуляции.

1.непроизольное

2.произвольное (проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специально намерений человека).

2.по степени самостоятельности.

1.воссоздающие- это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом и схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности.

2.творческое воображение, есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.

3.мечты- создание образов желаемого будущего.

4.фантазия – представление образов, которые не существуют в данный момент, может в будущем воплотиться в реальность.

Наши рекомендации