Методы предупреждения появления отклонений
Факторы, которые похоже более всего обращают возвышенные ощущения блаженства, ясности и неразличения в отклонения, происходят в результате (1) отсутствия у медитатора осознавания, что ощущения, в действительности, непроисходящи [т.е. пусты], лишены всякого абсолютного возникновения и прекращения, и из-за (2) его неверного представления о них, как о реальных, и хватания за их субстанциональность. Они только кажутся реальными, будучи просто проявлением его психических отпечатков, задействованных прямым объединением в одно целое центральной нервной системы с созидательным флюидом и животворной энергией. Однако не возможны ни какие отклонения, если медитатор поддерживает неразрывное внимание уверенности в непроисхождении этих внутренних ощущений, при этом не схватывая их как субстанции. Дже Гампопа настаивает:
Осознавай непроисходящесть [пустоту] блаженства, ясности и неразличения. Отсутствие осознавания их непроисходящести [пустоты] называется "не определенная видимость".
Далее, малое цепляние к этим возвышенным ощущениям принуждает медитатора отклониться от медитации [на мирском уровне] трех планов, четырех состояний концентрации, и четырех высших органов чувств[274]. Отклонение от медитации на непознавательном погружении [на сверхмирском уровне] бесстрастных слушателей случается из-за [неподабающего] исследования пустоты. Никакое подобное отклонение не возможно, когда ум приведен к своей присущей природе в отсутствии цепляния. Отклонения обычно вызываются или из-за сильного желания или из-за цепляния. Поэтому медитаторам сперва надо отделаться от желания и цепляния, а потом следует накрепко установить ум в естественном состоянии. Они должны дать уму спокойно расслабиться, в то же время не искажая его через принятие или отказ, ведь сохранять ум в неизменном виде и называется медитацией.
«Прадиподдьотана» так иллюстрирует это:
Приведение ума в неизменном виде в ровное состояние
Называется медитацией.
Когда интересуются, являются ли внутренние ощущения блаженства, ясности и неразличения существенными, ведь сокровенной уверенности в непроисхождении [пребывающей природы ума], как кажется, достаточно для удовлетворения потребностей медитаторов? – это не вполне так. Дже Гампопа делает следующее наблюдение:
Медитативное состояние, которое осознает присущую уму непроисходящую природу, но в котором нет блаженства, ясности и неразличения сродни состоянию так описываемому гуру Миларепой: "Оно является лишь [частичным осознаванием], но не действительным [полным осознаванием]. Первое – как ствол дерева, но не плод; оно – принадлежность [ума], но не неразличение."
Атиша говорит о необходимости как возвышенных ощущений, так и реализаций:
У кого нет побуждения спастись от жестокой сансары
И испытать возвышенные ощущения,
Тот, не может воспринять чистое состояние своего ума.
Его практика будет похожа на пчел, ищущих [нектар]
Цветов [несуществующих] в небе.
Как следует с этим поступать? Придерживаясь того, что определяется как "взгляд основанный на понимании", медитатор должен обрести непосредственное осознание сущности и природы ума, причем не только как лишенных всякой субстанции, но и как чего-то невыразимого и не поддающегося определению. Вместе с тем ему не следует довольствоваться исключительно интеллектуальным охватом присущей уму природы, как свободной от любых разновидностей существования, или как концептуальной простоты. Медитация на воспринимаемом видении, обогащенная опытом, означает, что он должен иметь ясное осознавание значения подобного рода охвата, нежели считать его интеллектуальным упражнением. Дже Гампопа настаивает:
В начале, практикуй чтобы добиться яркого осознавания и нерассеиваемого состояния. Совсем не отвлекайся от присущей уму природы. Когда овладеешь этим, ты обретешь осознавание уверенности.
Далее он объясняет:
Ясность осознавания означает возвышенное ощущение.
Не отвлекаться от этой ясности означает устойчивость.
Наблюдение ее посредством мудрости, как лишенной
Внутренней сущности, есть реализация.
Все это описывается как самораскрывающиеся реализации или проявления присущего состояния и как безупречная медитация на нерасторжимом союзе возвышенного ощущения и реализации. Дже Гампопа описывает:
Что такое медитация наделенная внутренним ощущением? Это – выражение присущего состояния, нерожденный опыт совозникающей уму природы сокровенной чистоты, нерожденный опыт Махамудры. Что каждое из обозначений показывает? Они говорят о присущей уму природе. Тогда что такое присущая уму природа? Присущая уму природа – несуществующая, ибо она не содержит никакой идентифицируемой сущности, даже на мельчайшую кроху сотой доли волоска. Тем не менее ум не является абсолютным несуществованием, поскольку он может выражаться или быть осознан. В самом деле, он должен и будет пробужден в каждом как неопределяемый союз ясности и пустоты, который как таковой проявляется не переставая. Подобный опыт можно описать как медитация, наделенная переживанием, и как одновременное зарождение опыта и реализации.
В этой связи некоторые учителя сделали следуещее наблюдение:
Блаженство, ясность и неразличение
Суть три ощущения, в которых проявляются отклонения.
Блаженство, ясность и неразличение составляют
Вершину всех медитаций.
Первое подразумевает сильное стремление и прилипание к внутренним ощущениям в медитации, в то время как последнее подразумевает переживание действительной реализации.
Некоторые сделали следующее замечание:
Если простое удаление трех отклонений
Представляет собой медитацию Махамудры,
Тогда она, в действительности, – непознавательное погружение
На пути Архатов.
Это замечание явилось результатом желания покритиковать медитацию Махамудры. Простой уход из трех областей отклонения никогда не рассматривался в качестве истинной медитации Махамудры. Такой уход, однако, является необходимым условием данной практики. "Три области отклонения" означают три плана существования. Поскольку бывают и другие медитации, в которых не скатываешься к этим трем областям, вовсе не стоит выделять одно лишь непознавательное погружение достигаемое Архатами. Что касается тех Архатов, которые обладали способностью входить в непознавательное погружение, то было их два типа: те, которые реализовали посредством тела [т.е. физического успокоения] состояние откуда не возвращаются[275], похожее на нирвану, и те, которые достигли освобождения от двух врожденных помех[276]. Сохраняя тело [т.е., живущий физический остаток] на планах желания и высшей формы соответственно, они не уничтожали трех медитационных отклонений.
Другие учителя дали следующее пояснение:
Надо познакомиться с пустотой
Но не следует актуализировать ее.
Так говорит запредельная мудрость.
Медитируя лишь на одной пустоте,
Нельзя реализовать самой пустоты.
Даже если бы осознали ее,
Можно отклониться в сторону непознавательного погружения Архатов.
Это не точно. Нельзя познакомиться с пустотностью без ее осознания. Заявление о том, что эта идея содержится в запредельной мудрости, оказывается обманом. Медитировать на "верховной пустотности всех форм" не означает ложную медитацию на простой пустоте. Эти две ошибки отдают рикошетом по точке зрения самого [критика] о тотальной пустотности установленной посредством логики сведения к абсурду. Такая пустота установленная через критический анализ описывается в «Джнянасиддхи» из «Калачакры» как пустота мыслимая как абсолютное ничто. Будучи таковой, она должна быть отринута.