Приготовления к достижения успокоения

Не следует нарушать вышеизложенные причины успокоения. Не следует переставать контролировать те чувственные способности, которые вызывают тупость или чувственное побуждение, и не следует ослаблять контроль за обжорством. Затем надо сесть на удобную подушку в созерцательную позу, имеющую семь аспектов[54], и привести в порядок дыхание, регулируя потоки внутрь и наружу, так мягко, чтобы сделать дыхание ненапряженным, не задыхаться, не дышать шумно или с усилием. Реализации надлежит добиваться при помощи медитации и других средств, например радостно переносить несчастья, и тому подобное.

«Бодхипатхапрадипа» сообщает:

Если условия для успокоения нарушены,

Можно интенсивно медитировать

В течение тысячи лет

И не достичь спокойного погружения.

Первый трактат «Бхаванакрамы» поясняет:

Успокоение можно реализовать быстро, если не беспокоиться о приобретении и других подобных желаниях, придерживаться морального закона, быть способным радостно переносить страдание и тому подобное, и серьезно прилагать усилия.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЕГО МЕНТАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Сюда включены следующие пункты:

1. Разъяснение общей концентрации

2. Разные медитации для различных задач

3. Визуализация на начальных стадиях практики [успокоения]

4. Поддержание визуализируемого образа при помощи внимания и бдительности

Разъяснение общей концентрации

Оно имеет четыре раздела:

1. Всесторонне охватывающая визуализация

2. Аналитическая медитация

3. Умелое исследование

4. Медитация на устранении ментальных осквернений[55]

Всесторонне охватывающая визуализация

Всесторонняя визуализация (1) имеет отношение к способам сосредоточения остальных трех методов (2, 3 и 4), следующих за ней. Данная визуализация включает четыре аспекта:

1. Сосредоточение ума на воспринимаемом образе с различением, по своей природе, принадлежит к постижению [всесторонне охватывающая визуализация относится к концептуальному образу медитационного постижения]

2. Сосредоточение ума на воспринимаемом образе без различения означает поддержание результирующего состояния в отсутствие анализа. Термин «воспринимаемый образ» относится к апперцептивному образу, а не объекту восприятия.

3. При визуализации границ феноменов, не должно быть сомнений как относительно их абсолютной, так и видимой природы. Объект медитации постижения – это абсолютная природа феноменов.

4. Фокусировка ума на реализации своей духовной цели – такая реализация является результатом совершенного овладения мастерством благодаря практике такой медитации, цель которой удалить неконтролируемые тенденции тела и ума.

Аналитическая медитация

Аналитическая медитация по устранению каждого отдельного ментального загрязнения включает в себя использование ментальных образов для очищения от желания и накопленных загрязнений и для предотвращения их появления вновь. Эта практика состоит из пяти частей:

1. Визуализация неприятных телесных отходов, волос и пор, и отвратительных особенностей гниющего трупа

2. Визуализация сострадания, порождающая стремление способствовать благополучию всех чувствующих существ и делать их одинаково счастливыми – будь то любимые, враги или незнакомые

3. Визуализация взаимозависимости причин и условий посредством созерцания двенадцати звеньев этого закона[56]

4. Рассмотрение психофизических элементов, которое включает в себя критический анализ природы шести элементов, таких как земля, вода, огонь, воздух, пространство и сознание

5. Практика наблюдения, счета и ритма дыхания, применяемая для того, чтобы избавиться и защититься от рассеяния ума

Умелое исследование

Умелое исследование содержит некоторые специальные применения ума, способные устранить [из потока сознания] индивидуальное «я»[57], которые не входят в анализ психофизических составляющих или его элементов. Искусное созерцание включает пять частей:

1. Понимание [пяти] психофизических составляющих, которое приводит к постижению несуществования «я» и «моего».

2. Понимание восемнадцати психофизических элементов[58], которое приводит к постижению взаимоотношения причины и условия каждого из элементов.

3. Умелый анализ чувственных образований, который позволяет понять, что шесть чувственных сознаний возникают благодаря шести способностям чувств, что шесть объектов чувств составляют условия для чувственных восприятий, и что каждая проходящая мысль создает мгновенное условие для появления следующей мысли. Прекращение одного потока ментального сознания – прямое условие, вызывающее следующий поток сознания.

4. Искусное созерцание закона взаимозависимого происхождения, которое помогает понять его двенадцать звеньев. Они по природе преходящи, огорчительны и лишены самости.

5. Искусное созерцание принципа того, как соответствуют и не соответствуют причины и результаты, которое дает понимание того, как добродетель приводит к хорошим результатам, а недобродетель – к плохим. Этот принцип работает таким же образом как и предшествующий.

Наши рекомендации