Проработанность и комплексность
Критерии, относящиеся к этой категории, отражают главным образом эстетические качества идеи. Использование таких критериев весьма субъективно и дает эффект лишь при наличии взаимопонимания между создателем идеи и ее оценщиком. Конечно, перед вами не встает этот вопрос, если вы оцениваете свою собственную идею. В целом комплексность идеи определяется степенью учета ею различных элементов – компонентов проблемы и сведением их в единое целое.
- Привлекательность. Идея обладает привлекательностью, если она обращает на себя внимание людей, которые ее рассматривают, или же тех, на кого она оказывает влияние. В дополнение к ощущению красоты, обычно ассоциирующемуся с привлекательностью, такая идея может также вызывать удивление, изумление, радость и готовность принять ее безоговорочно.
- Степень сложности. Если идея объединяет множество элементов в одну систему, то мы говорим о ее комплексности. Степень сложности идеи может рассматриваться в различных аспектах: техническом, содержательном, феноменальном. Комплексность идеи ассоциируется также с определенной сферой применения и многообразием учитываемых ею факторов.
- Изящество. Оно проявляется в способе изложения идеи. Изящная идея характеризуется простотой, доступной формой представления сложных понятий.
- Выразительность. Под этим понимается ясность изложения сути идеи. Выразительная идея лучше и легче воспринимается. Очевидно, даже ценная идея может быть отвергнута, если она не представлена в соответствующей форме.
- Органичность. Идея, комплексная или целостная, сама по себе уже органична: она воспринимается как единое целое, как система.
- Возможность реализации. При рассмотрении хорошо проработанной идеи иногда становится очевидным, что ее реализация требует немалых сил. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация.
Если вы решили руководствоваться вышеприведенными критериями, вам небесполезно знать четыре фактора, влияющие на их применение.
Во-первых, эти критерии не подходят для научных исследований. Никакой работы по изучению обоснованности включения вышеприведенных характеристик в упомянутые три категории не было проведено. Еще раз повторяем: для исчерпывающего определения критериев и распределения их по категориям необходимо проведение тщательного научного исследования, без которого нельзя претендовать на абсолютную истину в изложенных предложениях.
Во-вторых, та или иная идея вполне может считаться яркой и неординарной, даже если она имеет высокие оценки далеко не по всем критериям. Однако в ее общей оценке должны присутствовать критерии всех трех категорий.
В-третьих, предлагаемая вашему вниманию система оценки идей применима и к другим интеллектуальным продуктам в разнообразных сферах человеческой деятельности. Руководствуясь подобной схемой, вы можете оценивать любой свой замысел.
И, наконец, в-четвертых, эту схему легко использовать для самотренировки, если вы стремитесь повысить свой творческий потенциал, развить мыслительные способности. Она, безусловно, окажет вам неоценимую помощь при решении ваших проблем.
Независимо от системы критериев, любая нетривиальная идея оценивается по одному основному признаку: насколько она эффективна для решения проблемы. Вы и сами используете свои идеи на практике, если считаете их ценными и способными помочь вам решать вопросы. И это, безусловно, правильный подход, так как все остальное не столь уж и важно. Такой подход целесообразен в сфере искусства, например, если рассматривать произведение искусства как продукт интеллектуальной деятельности человека. Таким образом, собственно говоря, никакая инновационная идея не может быть распознана, пока вы не использовали ее для решения какой-либо задачи.
Вы должны осознать, что ваш мозг – уникальный инструмент для генерирования идей. Предлагаемые вашему вниманию средства лишь окажут вам в этом деле поддержку, послужат своеобразным стимулом, дадут толчок для нахождения решения задачи. Но без вашего интеллекта они ничего не стоят и лишь в сочетании с ним способны дать определенный результат.
Автор Виктор Чибисов. Материал подготовлен для книги Э.А. Фиякселя «Инновации! Что делать?»
[1] Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым требованиям.