Проработанность и комплексность

Критерии, относящиеся к этой категории, отражают главным образом эстетические качества идеи. Ис­пользование таких критериев весьма субъективно и дает эффект лишь при наличии взаимопонимания между создателем идеи и ее оценщиком. Конечно, перед вами не встает этот вопрос, если вы оцениваете свою собственную идею. В целом комплексность идеи определяется степенью учета ею различных эле­ментов – компонентов проблемы и сведением их в единое целое.

  • Привлекательность. Идея обладает привлекатель­ностью, если она обращает на себя внимание людей, которые ее рассматривают, или же тех, на кого она оказывает влияние. В дополнение к ощущению кра­соты, обычно ассоциирующемуся с привлекательно­стью, такая идея может также вызывать удивление, изумление, радость и готовность принять ее безого­ворочно.
  • Степень сложности. Если идея объединяет множе­ство элементов в одну систему, то мы говорим о ее комплексности. Степень сложности идеи может рас­сматриваться в различных аспектах: техническом, со­держательном, феноменальном. Комплексность идеи ассоциируется также с определенной сферой приме­нения и многообразием учитываемых ею факторов.
  • Изящество. Оно проявляется в способе изложения идеи. Изящная идея характеризуется простотой, дос­тупной формой представления сложных понятий.
  • Выразительность. Под этим понимается ясность изложения сути идеи. Выразительная идея лучше и легче воспринимается. Очевидно, даже ценная идея может быть отвергнута, если она не представлена в соответствующей форме.
  • Органичность. Идея, комплексная или целостная, сама по себе уже органична: она воспринимается как единое целое, как система.
  • Возможность реализации. При рассмотрении хоро­шо проработанной идеи иногда становится очевид­ным, что ее реализация требует немалых сил. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация.

Если вы решили руководствоваться вышеприве­денными критериями, вам небесполезно знать четы­ре фактора, влияющие на их применение.

Во-первых, эти критерии не подходят для научных исследований. Никакой работы по изучению обосно­ванности включения вышеприведенных характерис­тик в упомянутые три категории не было проведено. Еще раз повторяем: для исчерпывающего опре­деления критериев и распределения их по категориям необходимо проведение тщательного научного иссле­дования, без которого нельзя претендовать на абсо­лютную истину в изложенных предложениях.

Во-вторых, та или иная идея вполне может счи­таться яркой и неординарной, даже если она имеет высокие оценки далеко не по всем критериям. Одна­ко в ее общей оценке должны присутствовать крите­рии всех трех категорий.

В-третьих, предлагаемая вашему вниманию систе­ма оценки идей применима и к другим интеллекту­альным продуктам в разнообразных сферах человече­ской деятельности. Руководствуясь подобной схемой, вы можете оценивать любой свой замысел.

И, наконец, в-четвертых, эту схему легко исполь­зовать для самотренировки, если вы стремитесь по­высить свой творческий потенциал, развить мысли­тельные способности. Она, безусловно, окажет вам неоценимую помощь при решении ваших проблем.

Независимо от системы критериев, любая нетри­виальная идея оценивается по одному основному признаку: насколько она эффективна для решения проблемы. Вы и сами используете свои идеи на прак­тике, если считаете их ценными и способными по­мочь вам решать вопросы. И это, безусловно, пра­вильный подход, так как все остальное не столь уж и важно. Такой подход целесообразен в сфере искусст­ва, например, если рассматривать произведение ис­кусства как продукт интеллектуальной деятельности человека. Таким образом, собственно говоря, никакая инновационная идея не может быть распознана, пока вы не использовали ее для решения какой-либо задачи.

Вы должны осознать, что ваш мозг – уникальный инструмент для генерирования идей. Предлагаемые вашему вниманию средства лишь ока­жут вам в этом деле поддержку, послужат своеобраз­ным стимулом, дадут толчок для нахождения реше­ния задачи. Но без вашего интеллекта они ничего не стоят и лишь в сочетании с ним способны дать определенный результат.

Автор Виктор Чибисов. Материал подготовлен для книги Э.А. Фиякселя «Инновации! Что делать?»

[1] Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым требованиям.

Наши рекомендации