Основные приемы обогащения и уточнения словаря
показ с называнием
многократное повторение нового слова или фраз
объяснение назначения предметов
использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами
Методика формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи1.
Обще дидактические принципы позволяют определять ключевые моменты педагогического воздействия на процесс формирования словаря:
1. Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
I.2. Формирование словаря неразрывно связано с развитием речи в целом.
I.3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и определенной последовательности.
I.4.Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей.
Предлагаемая нами система работы над новым словом включала три этапа:
I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц:
а) знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуаций, вызов коммуникативной интенции;
б) уточнение произношения слова.
II этап. Уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений:
а) использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор;
б) речевые упражнения, загадки;
в) создание лексико-семантических объединений слов,
разнообразие этих связей (тематические, видородовые, синонимические, антонимические, отношений целого и части, родственные слова);
г) усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.
III этап. Активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование:
а) диалоги, подготовка к связным высказываниям;
б) рассказывание, пересказ, драматизации.
Реализация предложенной системы работы предполагает использование для этого индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Словарную работу совместно с воспитателями мы проводили не только на занятиях, но и во внеурочное время, в процессе игровой, трудовой, творческой и бытовой деятельности дошкольников. Планируя речевую коррекционную работу в конкретной группе, мы приблизительно определяли уровень знаний и представлений детей об окружающем, пробелы в словаре каждого ребенка. Знание индивидуальных возможностей каждого и группы в целом позволяли нам наметить первоочередные темы для отработки, подобрать соответствующий лексический материал.
1Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева - М. 2002
Примерное планирование работы над лексикой
в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР) на год1.
Сентябрь
1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.
4-я неделя — «Детский сад»
Октябрь
1-я неделя — «Овощи»
2-я неделя — «Фрукты»
3-я неделя — «Сад-огород. Ягоды»
4-я неделя — «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Ноябрь
1-я неделя — «Домашние птицы»
2-я неделя — «Перелетные птицы»
3-я неделя — «Игрушки»
4-я неделя — «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»
Декабрь
1-я неделя — «Зимующие птицы»
2-я неделя — «Зимние забавы»
3-я неделя — «Хвойные деревья»
4-я неделя — «Новый год»
Январь
1-я неделя — зимние каникулы.
2-я неделя — «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»
3-я неделя — «Домашние животные»
4-я неделя — «Дикие животные наших лесов»
Февраль
1-я неделя — «Наша пища. Труд повара. Посуда»
2-я неделя — «Транспорт»
3-я неделя — «День защитника Отечества»
4-я неделя — «Зима» (обобщение).
Март
1-я неделя — «Ранняя весна»
2-я неделя — «Мамин праздник. Женские профессии»
3-я неделя — «Моя семья»
4-я неделя — «Перелетные птицы»
Апрель
1-я неделя — «Наш город. Дом»
2-я неделя — «Мебель»
3-я неделя — «Рыбы»
4-я неделя — «Комнатные растения»
Май
1-я неделя — «День Победы»
2-я неделя — «Весна. Растения луга и сада»
3-я неделя — «Насекомые»
4-я неделя — «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»
Примерное тематическое планирование работы