Основные приемы обогащения и уточнения словаря

Основные приемы обогащения и уточнения словаря - student2.ru показ с называнием

Основные приемы обогащения и уточнения словаря - student2.ru многократное повторение нового слова или фраз

Основные приемы обогащения и уточнения словаря - student2.ru объяснение назначения предметов

Основные приемы обогащения и уточнения словаря - student2.ru использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами

Методика формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи1.

Обще дидактические принципы позволяют определять ключевые моменты педагогического воздействия на процесс формирования словаря:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

I.2. Формирование словаря неразрывно связано с развитием речи в целом.

I.3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и определенной последовательности.

I.4.Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей.

Предлагаемая нами система работы над новым словом включала три этапа:

I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц:

а) знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуаций, вызов коммуникативной интенции;

б) уточнение произношения слова.

II этап. Уточнение и расширение лексического значе­ния слова в процессе выполнения упражнений:

а) использование функционально-семантических гра­фических схем в качестве речевых опор;

б) речевые упражнения, загадки;

в) создание лексико-семантических объединений слов,
разнообразие этих связей (тематические, видородовые, синонимические, антонимические, отношений целого и части, родственные слова);

г) усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.

III этап. Активизация слова в связной речи, самостоя­тельное его использование:

а) диалоги, подготовка к связным высказываниям;

б) рассказывание, пересказ, драматизации.

Реализация предложенной системы работы предпола­гает использование для этого индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Словарную работу совместно с воспитателями мы проводили не только на занятиях, но и во внеурочное время, в процессе игровой, трудовой, твор­ческой и бытовой деятельности дошкольников. Планируя речевую коррекционную работу в конкретной группе, мы приблизительно определяли уровень знаний и представле­ний детей об окружающем, пробелы в словаре каждого ре­бенка. Знание индивидуальных возможностей каждого и группы в целом позволяли нам наметить первоочередные темы для отработки, подобрать соответствующий лексиче­ский материал.

1Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева - М. 2002

Основные приемы обогащения и уточнения словаря - student2.ru

Примерное планирование работы над лексикой

в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР) на год1.

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя — «Овощи»

2-я неделя — «Фрукты»

3-я неделя — «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя — «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя — «Домашние птицы»

2-я неделя — «Перелетные птицы»

3-я неделя — «Игрушки»

4-я неделя — «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя — «Зимующие птицы»

2-я неделя — «Зимние забавы»

3-я неделя — «Хвойные деревья»

4-я неделя — «Новый год»

Январь

1-я неделя — зимние каникулы.

2-я неделя — «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»

3-я неделя — «Домашние животные»

4-я неделя — «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя — «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя — «Транспорт»

3-я неделя — «День защитника Отечества»

4-я неделя — «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя — «Ранняя весна»

2-я неделя — «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя — «Моя семья»

4-я неделя — «Перелетные птицы»

Апрель

1-я неделя — «Наш город. Дом»

2-я неделя — «Мебель»

3-я неделя — «Рыбы»

4-я неделя — «Комнатные растения»

Май

1-я неделя — «День Победы»

2-я неделя — «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя — «Насекомые»

4-я неделя — «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»

Примерное тематическое планирование работы

Наши рекомендации