Зависимость качества изображения от мотивов деятельности

  1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия %
  Кол дет. % Кол дет. % Кол. дет. % Кол дет. % Кол дет. % Кол дет. %  
уровень 6,7 13,3 26,7 14,5
уровень 33,3 66,7 53.3 48,8
уровень 46,7 33,3 13.3 26,7 36,7

Анализ математической обработки данных экспериментального исследования показал, что сдвиг по рассматриваемым критериям до и после применения методик достоверен на уровне 18,1%. Следовательно, можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мер по совершенствованию исследуемой способности и возможности его рекомендации к применению в воспитательной практике дошкольных учреждений.

В целом исследование показало, что у большинства испытуемых качество изображения, творческие проявления зависят от мотива деятельности. Художественно-творческие способности развиты недостаточно, низок уровень технических умений и навыков, что повлекло за собой однообразие и скудность творческих проявлений, что в свою очередь обусловило невыразительность и не оригинальность большинства детских работ.

Выделив критерии сформированности художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, мы смогли более детально проанализировать процесс создания рисунков, выяснить характер наиболее типичных затруднений у испытуемых при создании задуманного изображения, а также определить уровень исследуемой способности у каждого ребенка.

На основании анализа данных констатирующего эксперимента были разработаны и апробированы психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемых рекомендаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза экспериментального исследования полностью подтверждается. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Весьма значимый фактор и с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п. Из всего этого следует вывод о необходимости целенаправленного обучения в освоении богатого художественного опыта под руководством методически грамотных воспитателей, педагогов, психологов.

Изобразительная деятельность с ее спецификой образного эмоционального познания и отражения предметов и явлений действительности имеет ярко выраженную творческую направленность. Поэтому очень важно осуществлять правильное целенаправленное руководство этой деятельностью, обеспечивая овладение изобразительными навыками и умениями, формировать и развивать художественно-творческие способности детей.

На примере истории отечественного дошкольного воспитания можно убедиться, что совершенно недостаточно толькопредоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, так как занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности дошкольников. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление творчески выполнять работу, объективно оценивать его старания. Важно помнить, что именно в процессе изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики и особенностей. Эффективное руководство возможно при условии, что педагог знает и учитывает такие психические процессы как восприятие, воображение, творческое мышление.

Данные опытно-экспериментального исследования показали, что проблема развития художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников является актуальной. Качество изображения, творческие проявления напрямую зависят от замысла рисунка и мотива деятельности. Ребенку старшего возраста свойственно неустойчивость замысла, неполное его осознанность. Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка. Основная цель занятий изобразительной деятельности – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ3

Наши рекомендации