Особенности восприятия агрессивного поведения

В юношеском возрасте

Проблема агрессивности детей и подростков становится все более актуальной для современного общества. Факторами, существенно осложняющими процесс социализации сегодняшних школьников, являются, во-первых, высокий темп технических преобразований, во-вторых, насыщенный характер информации, глубинно воздействующей на школьника, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции, в-третьих, экологический и экономический кризисы, поразившие наше общество. Все это вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Свою лепту вносят и средства массовой информации, а также поток кинофильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности. В целом, сегодня в обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих школьников характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть исчерпывающим и общеупотребляемым. В тоже время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности.

Целью нашей работы являлось изучение особенностей восприятия старшеклассниками агрессивного поведения.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что восприятие агрессивного поведения в юношеском возрасте обусловлено:

· общими закономерностями межличностной перцепции такими, как склонность объяснять поведение других людей с точки зрения их черт и установок, а свое собственное – с точки зрения ситуации,

· особенностями возрастного развития, в частности, такими, как юношеский максимализм и эгоистичность,

· некоторыми индивидуальными свойствами личности, а именно, уровнем агрессивности старшеклассников.

Объектом исследования стал процесс социальной перцепции у старшеклассников.

Предметом исследования стали особенности восприятия старшеклассниками жестокости и агрессии в поведении окружающих.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №11 г. Мурманска. В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 11 классов, 16 – 17 лет, численность которых составляла 40 человек, из них 25 девушек и 15 юношей.

Основными методами исследования стали: опрос, анкетирование, контент – анализ и методы математического анализа.

Для реализации методов использовались следующие методики:

· опросник Басса – Дарки, направленный на диагностику мотивационной агрессии;

· контент – анализ (испытуемым и экспертам (студентам 5 курса, специальности “Педагогика и психология”) предлагалось выделить категории вербальной и физической агрессии в содержании демонстрируемого художественного фильма “Фанатик” и зафиксировать их в специальном бланке);

3. Также нами были разработаны 2 анкеты, одна из которых была направлена на выявление отношения школьников к поведению героев фильма, а другая - на изучение отношения старшеклассников к агрессивному поведению.

При исследовании агрессивного поведения старшеклассников, было выявлено, что у 42.5 % ребят среди различных видов агрессии доминирует враждебность как способ поведения, при котором главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве. Однако, агрессивность как свойство личности присуща лишь 12.5% школьников. Вероятно, эта разница объясняется тем, что враждебность является все же ситуативным проявлением в поведении школьников, в то время как агрессивность является уже устойчивой чертой сформировавшейся личности.

Из 8 шкал, приведенных А. Бассом и А. Дарки в своем опроснике, нами было выбрано две шкалы: шкалы вербальной и физической агрессии, поскольку при просмотре кинофильма старшеклассникам предлагалось оценить именно акты вербальной и физической агрессии. Полученные по выбранным шкалам данные показывают, что учащиеся 11-х классов допускают как использование физической силы против других (37,5%), так и выражение негативных чувств в словесной форме (35%). Следует также отметить, что у юношей данные формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девушек (физическая агрессия: юноши – 53.3%, девушки – 28%, вербальная агрессия: 53.3% и 36% соответственно).

Тенденция большей выраженности различных форм агрессии у мальчиков, скорее всего, обусловлена социальной допустимостью мужской агрессии и неприемлемостью женской.

В процессе просмотра художественного фильма “Фанатик” старшеклассники отмечали от 5 до 22 актов вербальной агрессии и от 5 до 18 актов физической, в то время как эксперты фиксировали от 20 до 37 актов вербальной агрессии и от 21 до 34 актов физической. При этом школьники, в отличие от экспертов, видели только наиболее яркие сцены агрессии (драки, словесные перебранки, зверское разрушение синагоги и т.д.), не отмечая менее выраженные акты агрессии (осознанное наступление на ногу как проявление физической агрессии, обзывание как проявление вербальной агрессии и т.п.).

Возможно, это связано с тем, что у старшеклассников сложилось лишь общее представление о том, что такое агрессия (причинение сильной боли, проявление жестокости), а у экспертов сформирована целостная, научно обоснованная система представлений об агрессии и возможных ее проявлениях. При этом школьники не считают проявлением агрессии то, что склонны проявлять сами (обзывания, ссоры, ругань, в том числе и проявление физической силы, о чем свидетельствует достаточно высокий уровень вербальной и физической агрессии самих испытуемых). Подобное поведение, с их точки зрения, является приемлемым и для героев фильма.

Это свидетельствует о влиянии на процесс восприятия старшеклассниками агрессивного поведения закономерностей межличностной перцепции, в частности склонность человека объяснять поведение окружающих, недооценивая влияние ситуации и переоценивая степень проявления черт и установок индивида, а свои действия интерпретировать с точки зрения одной ситуации.

В ходе исследования не было выявлено связи между уровнем физической агрессии и особенностями восприятия физической агрессии и между уровнем вербальной агрессии и особенностями восприятия вербальной агрессии в поведении окружающих людей, а также не было выявлено различий в восприятии агрессивного поведения старшеклассниками с разным уровнем агрессивности.

Демонстрируемое в фильме поведение неонацистов подавляющее большинство старшеклассников (95%) считают жестоким и агрессивным. Причинами такого поведения они называют расизм (62%), психические нарушения (8%), особенности воспитания (3%). При этом 80% ребят не видят причин, которые могли бы оправдать жестокость и агрессию в поведении неонацистов. Такой способ действий не является с точки зрения большей части школьников приемлемым в современном обществе и допустимым для себя (82.5% и 97.5% соответственно).

Обобщение результатов контент-анализа содержания кинофильма и анкетирования, проведенного после просмотра, позволило сделать вывод о том, что школьники называют агрессивным лишь то поведение, которое отличается наибольшей жестокостью.

В целом, под агрессией старшеклассники понимают причинение боли, проявление жестокости, злости и силы (74%), выплеск негативных эмоций (13%), способ защиты (3%). Современное общество 80% школьников называют обществом, где правит жестокость и насилие, более 50% считают проявление жестокости и насилия нормой среди молодежи. Причины и факторы агрессивного поведения в молодежной среде ребята видят в особенностях воспитания (20%), проблемах, возникающих дома и в школе (13%), деятельности средств массовой информации (25%), общей ситуации, которая сложилась в обществе (33%), относительной безнаказанности такого способа действий (3%), употреблении алкоголя и наркотических веществ (25%). Многие школьники (85%) не считают агрессию необходимым инструментом и условием для достижения жизненных целей, однако, говорят о существовании ситуаций, в которых ее применение является оправданным (ситуации самообороны). Почти все ребята (90%) соглашаются с тем, что высокий уровень преступности во многом зависит от “пассивного” отношения взрослых к агрессии среди детей и подростков, в тоже время, по их мнению, подросток должен нести ответственность за проявление жестокости. Среди мер, которые необходимо предпринять для снижения проявления агрессии и насилия в молодежной среде, учащиеся называют изменение отношения к молодежи в целом (16%), проявление любви, заботы и понимания со стороны взрослых (12%), использование наказаний (32%), а также профилактические беседы, объясняющие “вред” проявления агрессии (8%).

Выраженное при заполнении анкеты отношение школьников к агрессивному поведению отражает в основном лишь внешние причины агрессивного поведения, внешние меры, направленные на ее предотвращение, что подтверждает ранее сделанный нами вывод о влиянии на процесс восприятия старшеклассниками агрессивного поведения закономерностей межличностной перцепции.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у старшеклассников сформирована общая система взглядов на то, что такое агрессия и каковы причины ее проявления. Также следует заметить, что школьники понимают необходимость ответственности за агрессивные действия, и говорят о целесообразности принятия мер для снижения проявлений жестокости среди молодежи.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что восприятие старшеклассниками агрессии и жестокости в поведении обусловлено общими закономерностями межличностной перцепции такими, как склонность объяснять поведение других людей с точки зрения их черт и установок, а свое собственное – с точки зрения ситуации, и особенностями возрастного развития, в частности, такими как юношеский максимализм и эгоистичность.

Наши рекомендации