Особенности развития мышления детей 3-7 лет

Перестройка системы воспитания и обучения детей, вызванная требованиям современного общества, ставит перед психологами задачу углубленного изучения законов развития детского мышления, его структуры, этапов формирования, особенностей перехода от одних форм мышления к другим. Именно процесс развития мышления претерпевает наиболее существенные изменения на протяжении дошкольного детства, преобразуя и подчиняя себе другие познавательные процессы.

Это обстоятельство привело к значительной активизации исследований по развитию мышления дошкольников. Наиболее полно проблемы развития детского мышления разработаны в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и других психологов.

Психолого-педагогические исследования показали, что в процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Данные виды образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то один, то другой вид мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает соответствующий характер.

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.

Изучение типических особенностей отдельных мыслительных операций, позволяющее не только вскрыть общие закономерности мышления как единого целостного процесса, но и способствующее отысканию путей его развития, определяет актуальность настоящего исследования. С этой точки зрения представляет интерес изучение мыслительных операций классификации у детей.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития мышления у детей 3-7 лет.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

14. Рассмотреть теоретические основы процесса развития мышления.

15. Изучить специфику развития основных видов мышления у детей
3-7 лет.

16. Определить возрастные особенности развития мыслительной операции классификации у детей 3-7 лет.

17. Раскрыть этапы становления способности к классификации.

Объектом исследования является процесс мышления детей 3-7 лет.

Предметом исследования выступает процесс становления основных видов мышления у детей 3-7 лет; развитие способности к классификации у дошкольников.

Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: мыслительная операция классификации у детей 3-7 лет проходит путь от внешних, практических действий к действиям в вербальном плане, осуществляясь в форме внешней речи, и лишь затем они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи.

Методологическую основуработы составляют принципы развития,

системности, единства сознания и деятельности, изложенные в работах ведущих отечественных психологов. В основе исследования лежат теоретические положения, разработанные в трудах Л.С. Выготского,
П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской,
С.Л. Новоселовой, Г.И.Минской, Н.Н. Поддьякова и других, в которых процесс развития мышления рассматривается в контексте общего развития личности, в единстве со всеми психическими процессами и свойствами, различными видами деятельности.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований показывает, что проблеме мышления посвящено большое количество работ, которые позволили выяснить ряд важных вопросов, касающихся определения структуры интеллекта, особенностей соотношения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи восприятия и действия, мышления и речи и др.

В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое, что позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.

Наглядно-действенное мышление в раннем детстве развивается в предметной деятельности. Ребенок сначала манипулирует предметами без учета их специфических особенностей, продукты таких действий случайны. С того времени, как результат его деятельности приобретает некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, это действие приобретает осмысленный характер (одним предметом достает другой, из кубиков строит дом и т.д.). Появляются первые интеллектуальные акты ребенка.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление. Ребенок решает в плане представлений задачи нового типа, требующие установления зависимостей между несколькими свойствами или явлениями (например, в конструировании по условию необходимо подобрать строительный материал, чтобы конструкция была устойчивой, нужной по размеру и т.д.). В дошкольном возрасте образное мышление характеризуется конкретностью образов, которые постепенно становятся более обобщенными. В конце дошкольного возраста мышление приобретает характер наглядно-схематического: ребенок отражает не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами (использует модели в конструировании, на занятиях по математике, при знакомстве со звуковым составом слова и т.д.). В этом возрасте возникают предпосылки развития словесно-логического мышления.

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация и обобщение. Все операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Изучение типических особенностей отдельных мыслительных операций позволяет не только вскрыть общие закономерности мышления как единого целостного процесса, но и способствует отысканию путей его развития. С этой точки зрения представляет интерес изучение мыслительной операции классификации у детей.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове-названии группы общих признаков.

Классификация как мыслительная операция у детей дошкольного возраста заключается в отнесении единичного объекта или явления к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков. Мыслительная операция классификации играет немаловажную роль в развитии познавательной деятельности дошкольников: она закрепляет представления об отдельных предметах, их признаках и свойствах, об общих группах предметов, способствует развитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок, подготовляя к систематическому школьному обучению.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в изучении мыслительной операции классификации у детей 3-7 лет.

Задачи:

1. Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить мыслительную операцию классификации у детей 3-7 лет.

2. Определить возрастные особенности развития мыслительной операции классификации у детей 3-7 лет.

3. Раскрыть этапы развития мыслительной операции классификации.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 36 г. Полярного. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 3-7 лет.

Первичное исследование проводилось в январе 2003 года. Во время эксперимента мы использовали методику “Изучение процесса классификации”. Ребенку предлагались картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, мебели, диких и домашних животных, овощей и фруктов (по пять штук одной классификационной группы).

Инструкция: “Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят одна к другой”. Если ребенок раскладывал без объяснений, ему следовало задать вопросы типа: “Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?”, “Каким словом можно назвать все картинки в каждой группе и почему?”. О картинках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, экспериментатор спрашивал: “Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?”

Затем было подсчитано число верных ответов по каждой классификационной группе. Результаты были оформлены в таблицы по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Были определены основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей разного возраста: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение. Сделаны выводы о том, какие классификационные группы ребенку легче выделить и мотивировать объединение, как зависит процесс классификации от возраста.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Мышление младшего дошкольника конкретно, наглядно, действенно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и осуществления действия с ним. Дети младшего дошкольного возраста классифицировали предметы на основе простого синтеза или практического обобщения. Производя правильное обобщение картинок практически, дети не всегда сразу осознавали их общие признаки и не отдавали себе словесный отчёт о том, на каком основании они произвели группировку, так как речь детей ещё не достаточно развита. У них ограничен словарный запас, нет знаний некоторых обобщающих слов, обозначающих общие группы, а главное – на каждое, даже известное детям слово ещё нет представления такого высокого уровня обобщённости, каким оно является у старших дошкольников.

У детей 4-5 лет слово-название возникало на основе сделанного обобщения. Дети ещё испытывали трудности в анализе, выделении общих признаков и в обозначении общего, название группы следовало за группированием картинок. В этом возрасте наблюдалось постепенное, поэлементное создание группы, в связи с чем процесс классификации оказывался расчленённым на отдельные действия.

В 5-6 летнем возрасте объединение элементов в группу происходило быстрее и легче, возникала ориентировка по отношению к нескольким картинкам сразу. Дети оказывались в состоянии обозначить группу при первоначальном знакомстве с материалом ещё до того, как они осуществят группировку. Название группы предшествовало развёрнутой классификации, опережало её.

Речь детей старшего дошкольного возраста более развита, дети владели большим запасом слов, в том числе и обобщающих, умели использовать их, могли составлять не только простые, но и сложные предложения. Дети выделяли существенные признаки в предметах, соотносили видовые и родовые понятия, выражая это соответствующими словами. В 6-7 лет главным для детей было не перечисление элементов группы, а её обозначение. Дети осуществляли классификацию с опережающим словесным обобщением, то есть группировали картинки в уме. Дети этого возраста способны мыслить не только на базе восприятия предметов или их изображения, но и без наличия их, т. е. на уровне обобщенных образов, которые обозначены словами.

Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента показал, что с возрастом и общим умственным развитием способность классифицировать приобретает более качественный характер. Вначале ребенок осуществляет классификацию как практическое действие. Затем, на этапе речевого действия, он в состоянии уже рассказать о том, какие картинки можно отнести к одной группе, какие к другой и т. д. И только после этого ребенок переходит к осуществлению классификации в уме, хотя и здесь он имеет дело с наглядно представленным материалом.

Наши рекомендации