Сомнение или отсутствие сомнения

Йогин: Как я могу провести различие между сомнением как помехой и умелым сомнением, которое помогает нам прояснять вещи?

Саядо УТ: Если сомнение неумело, то оно является причиной смущения и беспокойства, и способствует тому, чтобы вы себя ощущали все менее уравновешенно. Умелое сомнение будет вызывать в уме любопытство, будет способствовать исследовательскому настрою.

САМАТХА И ВИПАССАНА

Йогин: Я до сих пор частично придерживаюсь идеи, что мне нужно усиленно практиковать сосредоточение. У меня присутствует ощущение конфликта из-за того, что все что я слышал, так это то, что уму, для того чтобы достичь какого-нибудь прозрения, нужно быть лишь уравновешенным и сосредоточенным. Это заставляет меня сомневаться в методике, которую мы здесь практикуем, поэтому у меня по поводу этого присутствует ощущение неопределенности.

Саядо УТ: Чтобы достичь высокого уровня сосредоточения, необходима медитация саматха (samatha), вам нужно сфокусироваться только на одном объекте. Випассана самадхи (vipassana samādhi) не зависит от объекта для своей стабильности. Випассана самадхи происходит от правильного взгляда, верного отношения и верного размышления, которые вместе с непрерывностью осознанности дают стабильность ума. Эта разновидность самадхи называется сама-самадхи (samma-samādhi).

Йогин: Почему Будда наставлял своих монахов уходить в лес и практиковать джхану?

Саядо УТ: Будда не говорил это каждому. Он поощрял продолжать и углублять практику тем, кто годами или на протяжении всей своей жизни практиковал саматху, развив в результате индивидуальную предрасположенность к ней. Тем ученикам, которые были сильны в мудрости, в осознанности, в усилии или в вере, давалась практика в соответствии с их склонностями.

Конечно, когда ваш ум очень возбужден, вы можете заняться практикой саматхи до тех пор, пока он снова не успокоится. Особенно начинающие должны порой прибегать к этой практике. Это просто умелые средства, которые помогают нам на нашем пути. Если вы искусны, то можете использовать любые средства, которые помогают вам приблизиться к конечной цели – пониманию природы вещей.

*** *** ***

Йогин: Я слышал, что вы говорили о випассана самадхи, но я до сих пор не понимаю. Чем именно является випассана самадхи и как ее можно развить?

Саядо УТ: Саматха самадхи (samatha samādhi) достигается непрерывным сосредоточением на одном объекте. Создается разновидность сосредоточения, ощущаемое как что-то немного тяжелое и неподвижное. Чтобы развить самадхи випассану (vipassana samādhi), вам нужно обладать мудростью. Это может быть правильная информация и/или то, что вы поняли посредством собственного размышления, рефлексии и медитативного опыта. Благодаря этой мудрости ум ничего не жаждет, а также и не отталкивает. Ум ощущает устойчивость благодаря мудрости, в нем нет реакций. Это випассана самадхи и только от такой разновидности самадхи может возникнуть прозрение. Крайне необходимо, чтобы мы, занимаясь медитацией, обладали правильной информацией (sutamaya paññā), работающей как бы на заднем плане ума, и так мы сможем применять наши умственные способности (cintāmayā paññā). Мы применяем эти две разновидности мудрости, чтобы достичь прозрения – третьей разновидности мудрости (bhavanāmaya paññā). Если две первые разновидности мудрости в достаточной степени не развиты, то тогда третья не возникнет. Если мы слишком сильно фокусируемся на объекте, то ум не сможет больше размышлять и способность к осознаванию ослабнет. По этой причине всякий раз, когда мы применяем саматху как разновидность самадхи, прозрение не может возникнуть. Если мы на самом деле хотим достичь прозрения, нам нужно практиковать самадхи випассану.

Чтобы развить самадхи випассану, нам нужно обладать верным отношением и непрерывной осознанностью. Без верного отношения ум постоянно ощущает некоторое беспокойство, и мы не можем развить самадхи. Когда у вас неверное отношение, это означает, что в уме присутствует некоторое пристрастие или неприязнь и это делает его неустойчивым. Когда же присутствует самадхи, это означает, что ваш ум устойчив. Иметь правильное усилие – это не значит прилагать большое количество энергии, а значит практиковать с терпением и настойчивостью.

Випассана – это практика, которую вам нужно выполнять до конца своей жизни. Вы не можете остановиться и отдохнуть. Если, однако, вы используете большое количество энергии, то у вас не будет возможности непрерывно продолжать практику. Вам нужно держать в уме то, что это долговременная практика, нуждающаяся в неуклонном выполнении. Практикуйте просто столько, сколько вы можете, но выполняйте это неуклонно. Если мы прилагаем слишком много усилий, то не можем поддерживать эту практику и, несмотря на то, что мы снова и снова, год за годом, приезжаем на ритриты, мы совершенно не можем достичь ни одного прозрения.

Когда мы выполняем какую-нибудь работу долгий период времени, то мы учимся многим вещам, связанным с этой работой, но если мы лишь изредка, лишь краткий период времени, занимаемся той же самой работой, то так мы никогда не достигнем высокого профессионального уровня.

Випассана – это процесс обучения. Чтобы действительно что-то понять, мы должны на протяжении долгого периода времени исследовать этот объект. Глубокое понимание не сможет возникнуть, если мы обращаем внимание лишь изредка, таким образом, наше понимание останется поверхностным. Так как нам нужно выполнять эту практику долгий период, мы должны учиться делать ее последовательно. Правильное усилие означает настойчивость. Мы понимаем важность этой практики и поэтому настойчиво ее выполняем.

Правильное усилие названо «правильным», потому что в нем присутствует много мудрости.

УМ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ

Йогин: Когда мы не осознанны, тем не менее, ум знает. Можете ли вы что-то сказать об уме, который знает, даже если мы не осознанны?

Саядо УТ: Это природный процесс, вот почему ум знает. В английском языке такой ум часто называется бессознательным, но в терминах практики это просто процесс, который мы или можем, или не можем осознавать. Этот процесс происходит все время, мы или осознаем его или нет.

Йогин: Но, возможно, он еще больше, чем наше сознание.

Саядо УТ: Да, это более мощный ум.

Йогин: В этом случае это всегда так? То, что мы называем бессознательным умом, всегда ли мощнее или больше нашего сознающего ума?

Саядо УТ: Он мощнее в том смысле, что он является природным, непроизвольным и свободно протекающим процессом. Давайте возьмем в качестве примера боль. Ум ощущает сопротивление, нежелание быть с болью. В медитации мы будем предпринимать осознанное усилие, чтобы пребывать с неприятными ощущениями, тогда как бессознательный ум это делать не захочет. Если бессознательный ум очень силен, он будет вступать в острый конфликт с сознающим умом. Йогины начинают смешно ерзать на подушке, раскачиваться или их ноги начинают трястись и так далее. Это происходит, потому что бессознательный ум берет верх и двигает телом, чтобы смягчить боль. Йогины часто не осознают, что они двигаются или говорят, что движение происходит само собой. Они не понимают как работает их ум.

Йогин: Будет ли бессознательный ум создавать память, в то время когда сознающий ум не осознан, и можете ли вы позже вспомнить то, что вами не было осознано?

Саядо УТ: Да, это возможно. Опытные йогины сообщали, что у них внезапно появлялась способность вспоминать множество давних происшествий из своей жизни, некоторые их которых произошли в то время, когда они еще были малыми детьми. Они говорили, что эти воспоминания прежде им не были доступны.

Йогин: У меня были воспоминания, касающиеся моего детства. Это были неприятные воспоминания, и они сопровождались болезненными ощущениями. Тем не менее, я не уверен, были ли эти воспоминания достоверными. Я спрашиваю себя – на самом ли деле эти вещи происходили со мной или я их придумал. В этом я не доверяю себе. Одна часть меня задается вопросом – нужно ли мне знать, другая часть на самом деле хочет знать. Не могли бы вы что-то сказать по этому поводу?

Саядо УТ: Не так важно было ли содержание ваших воспоминаний – сюжетная линия – реальной или нет. Вы медитируете, чтобы понять, как работает ум. Мы никогда не сможем быть уверены относительно историй, но мы всегда можем увидеть и понять принципы того, как работает ум.

Некоторые люди сильно страдают, когда к ним во время медитации приходят давние воспоминания. Когда мы молоды, мы полны заблуждений, и очень сильно привязываемся к нашим негативным переживаниям, и поэтому, когда такие воспоминания приходят, они сильно и болезненно влияют на нас. По мере нашего продвижения в практике, на поверхность будут выходить множество подавленных воспоминаний, и мы должны учиться справляться с ними и отпускать их.

Нам будет очень трудно осуществить какое-либо дальнейшее продвижение в практике, пока мы не «приведем в порядок вещи», пока по-настоящему не посмотрим на сожаления и другой неприятный материал, который нам преподносит ум из нашего прошлого. Нам нужно учиться на своем опыте. Нет короткого пути. Если мы не извлечем уроки из своего опыта, когда мы его получаем, тогда он будет проявляться снова и снова, до тех пор, пока мы не обратим на него внимание и не научимся у него. Мы должны заработать наши понимания. Прозрения случайно не возникают.

*** *** ***

Йогин: Вы говорите об осознанности, как о работе ума, и о винняне (viññāna), как о познающем уме. Вы довольно много говорили о работе ума. Не могли бы вы немного рассказать о функции познающего ума?

Саядо УТ: Винняна (viññāna) или сознание – это ум, который возникает вместе с объектом. Что касается практики, то вы можете только осознавать его, вы не можете им пользоваться, потому что с каждым контактом он возникает автоматически. Мы можем осознавать происходящее, потому что присутствует работающий ум, который я обычно называю наблюдающим умом. Нам также нужно помнить, что остальные группы привязанности (khandhas) работают бок о бок с сознанием, они всегда работают совместно.

Йогин: Полезно ли иногда настраиваться на винняну (viññāna)? Если да, то вы бы назвали это осознаванием винняны?

Саядо УТ: Да, вы можете выбрать ее в качестве объекта и изучать ее. Необходимо, чтобы мы исследовали функции всех пяти групп привязанности. Как работает сознание? Как работают чувства? Как работает восприятие? Как работают умственные процессы конструирования?

Сознание довольно глупо. Все, что ему нужно делать – это просто сознавать. То же самое происходит и с чувствами. Они просто чувствуют. Восприятие просто распознает вещи или события. Почему мы можем помнить и распознавать какое-то событие, если вы его прежде видели только однажды?

Йогин: Потому что восприятие автоматически выполняет свою работу.

Саядо УТ: Точно! Это выполняет восприятие, осознаете ли вы это или нет.

Йогин: Мне кажется, что это намного труднее, чем помнить имена.

Саядо УТ: Да, у восприятия есть свой собственный необычный характер. Иногда оно помнит множество деталей, в другой раз совсем незначительное их количество. Вещи, которые восприятию не интересны, оно вообще почти не будет помнить.

С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Йогин: Вы советовали мне медитировать с открытыми глазами. Я обнаружил, что это трудно для меня и утомительно, потому что я постоянно отвлекаюсь на вещи, особенно на двигающихся людей.

Саядо УТ: Когда вы медитируете с открытыми глазами, не смотрите на вещи, а толь­ко распознавайте, что присутствует видение происходящего. Ни на что не смотрите!

Наши умы имеют обыкновение фокусироваться. Мы очень искусны в этом, потому что мы делаем это постоянно. Проблема в том, что мы не распознаем того, что мы фокусируемся. Мы пытаемся медитировать, но мы на самом деле не понимаем, что такое медитация.

Вместо того, чтобы попытаться понять как работает ум, как ум направляет внимание, мы устремляемся за вещами. Мы смотрим на объекты и думаем, что это медитация. Поскольку ум мастер в том, чтобы хвататься за концепции как за объекты, он фокусируется на них, и мы забываем о том, что предполагалось рассматривать их как объекты медитации. Осознавайте видение и свою осознанность.

КОГДА ДЕЛА ИДУТ ХОРОШО

Йогин: Сегодня рано утром я довольно много занимался медитацией лежа, и также перед обедом я снова занимался такой медитацией, потому что я решил, что ум в хорошем состоянии и было бы хорошо помедитировать таким образом. Но спустя пять минут после того, как я занялся этой медитацией, я понял, что я просто пытался повторить то, что произошло рано утром. Я понял, что я не был по-настоящему открыт к новому опыту, так как пытался повторить.

Саядо УТ: Это хорошо, это то, что вам нужно знать! Вам следует распознавать свое неверное отношение, и это тоже понимание, и тоже мудрость! Это также важно, как и узнавание своего верного отношения.

Йогин: О, это потрясающе! Я могу не теряться.

Саядо УТ: Возьмите себе за привычку размышлять над своим состоянием ума не только когда дела идут плохо, но также всякий раз, когда все идет превосходно. Задавайте себе вопросы типа: «Что происходит?», «Как работает ум?», «Какое отношение сейчас присутствует?», «Почему обстоятельства идут так хорошо прямо сейчас?». Вам нужно распознавать факторы, способствующие позитивному состоянию.

Когда вы занимаетесь такого рода проверкой в тот момент, когда у вас удачно складываются обстоятельства, вы тем самым увеличиваете мудрость. Если вы этого не делаете, ум воспринимает позитивное состояние как некую данность. Он думает, что это естественное течение, что это просто, то как оно есть. Когда он это принимает как данность, он потворствует этому, и начинает совсем незаметно наслаждаться, и затем он будет пытаться заново воссоздавать те же самые ощущения. Поэтому не забывайте размышлять над причинами того, почему обстоятельства складываются удачно.

РАЗВИВАЯ ИНТУИЦИЮ

Йогин: Важна ли интуиция в практике?

Саядо УТ: Да. Она необходима. Интуиция – это природный интеллект, она использует присущие вам умственные способности. Как вы думаете, откуда берется интуиция?

Йогин: Я думаю, что интуиция – это природный ум, это ум, который не создан «мной».

Саядо УТ: В действительности, в нашей жизни присутствует множество переживаний и событий, которые подпитывают нашу интуицию. Люди, чья осознанность по-настоящему непрерывна, обладают очень сильной интуицией.

Йогин: Но интуиция может быть неверной. Почему так?

Саядо УТ: Интуиция зависит от мудрости и информации, от понимания причин и результатов. Только когда мы поймем все причины, приводящие к определенным результатам, только тогда наша интуиция сможет работать на 100%.

НИББАНА – ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД

Йогин: Что такое Ниббана? Как ее осуществить?

Саядо УТ: Будда говорил, что ум, в котором отсутствует алчность, отвращение и заблуждение – это Ниббана. Другими словами, ум без омрачений может видеть Ниббану. Ум без алчности, отвращения и заблуждения – это ум, наполненный мудростью, и такой ум может понять Ниббану.

Йогин: Означает ли это то, что мы переживаем мгновения Ниббаны, когда омрачения временно исчезли?

Саядо УТ: Да, это возможно. Это называется мгновенное освобождение. Чем больше у нас мудрости, тем чаще мы можем переживать такие мгновения освобождения, и тем быстрее растет наша мудрость. Ум, который укрепился на этом пути, будет обладать большим количеством мудрости, однако йогины часто обнаруживают, что им это очень трудно выразить с помощью слов.

Когда у нас возникает прозрение випассаны, прозрение в конечную реальность, мы не понимаем Ниббаны. Вы знаете почему?

Йогин: Не знаю.

Саядо УТ: Потому что все объекты прозрения випассаны – это умственные и телесные процессы (нама-рупа), а они являются обусловленными явлениями. Как только эти прозрения випассаны становятся сильнее, они, в конечном счете, достигают стадии именуемой магга-нана (magga-ñāna). Только ум, который обладает таким уровнем мудрости, будет способен понять Ниббану.

Йогин: Значит, вы видите это как постепенное достижение мудрости, это ведь не просто внезапное пробуждение?

Саядо УТ: Да. Переживание Ниббаны – это не случайность, вы не можете попасть в нее. Как и в остальных случаях, только когда выполнены все условия, только тогда последует результат. Это учение об аннате (anatta).

Йогин: Как насчет тех людей, которые много практиковали в предыдущих жизнях? Могли ли они не помнить об этом и вдруг внезапно стать пробужденными?

Саядо УТ: Какая предыдущая жизнь? Вчера? Вчера – это предыдущая жизнь, завтра – это следующая жизнь! Говоря концептуально, существует следующая жизнь, но в терминах конечной реальности существует только следующий ум. Каждый ум – это одна жизнь. Ум полный осознанности, сосредоточения и мудрости, момент за моментом – это осуществление парами (pārami).

Мы не сможем достичь Ниббаны бесплатно. Мы должны для этого работать. Поэтому никогда не будьте удовлетворены тем, что вы поняли. Мы сокращаем наши усилия в тот момент, когда мы ощущаем себя удовлетворенными.

Наши рекомендации